Accessibility links

Джо Байден победил. Выборы президента США: онлайн

В Соединенных Штатах завершается подсчет голосов, поданных на выборах президента (а также депутатов Палаты представителей Конгресса и трети состава Сената). К полудню субботы, 7 ноября, после подведения итогов голосования в штате Пенсильвания Джо Байден стал недостижимым для своего конкурента.

В этом блоге мы следим за развитием событий в США.

Карту голосования по штатам можно посмотреть здесь.

06:23 3.11.2020

Доброе утро!

В Соединенных Штатах сегодня выбирают президента (и еще Палату представителей Конгресса и треть Сената).

Первые результаты появятся после 7 часов вечера по восточному побережью США - закроются избирательные участки в Джорджии, Южной Каролине, Кентукки и нескольких других штатах, это три часа утра среды по Москве.

В течение вторника, пока будет идти голосование, мы будем давать лишь минимальные обновления, а возобновим активное ведение блога примерно с двух часов ночи Москвы и будем с вами до объявления результатов - и будем надеяться, они станут известны к утру, хотя есть варианты, при которых подсчет затянется на дни (о них чуть позже).

06:29 3.11.2020

Статистика

Кандидат демократов Джо Байден по общенациональным опросам опережает президента-республиканца Дональда Трампа на 7–8 процентов, но президент США избирается не общим прямым голосованием, а через электоральный колледж, отражающий федеративное устройство страны. А в электоральном колледже борьба существенно острее: в Пенсильвании, штате, который с наибольшей вероятностью станет решающим на этих выборах, преимущество Байдена, по разным оценкам – от 3 до 5 процентов. В 2016 году, когда Трампу противостояла Хиллари Клинтон, ошибка опросов общественного мнения, по разным оценкам, составила от 2,6 до 4,4 процентов – Трамп уступал в опросах, но выиграл с минимальным преимуществом. То есть, если история повторится и опросы опять недооценивают Трампа, победить Байдену будет куда сложнее, чем предрекают общенациональные опросы. Но по порядку.

Электоральный колледж устроен так: каждый штат в зависимости от численности населения наделен определенным количеством выборщиков, от минимальных 3 до максимальных 55 у Калифорнии. Кандидат в президенты, набравший большинство в штате, получает (за редким исключением) голоса всех выборщиков штата – и тот, кто наберет больше половины голосов всех выборщиков страны, становится президентом. В электоральном колледже 538 выборщика, половина плюс один – 270, заветное число. Возможна ситуация, когда кандидат, проигравший в общенациональном голосовании, становится президентом, победив в электоральном колледже. Так победил в 2000 году Джордж Буш – младший, так было четыре года назад с Трампом. На нынешних выборах ситуация в электоральном колледже по-прежнему благоволит ему, как мы видим, на уровне ключевых штатов он значительно ближе к Байдену, чем на уровне страны в целом. (По оценкам, при общенациональном преимуществе Байдена в 2–3 процента шансы на победу в электоральном колледже у него и Трампа примерно равны. И шансы Трампа на победу в электоральном колледже куда выше, чем на общенациональном голосовании, так что удачно для него, что именно электоральный колледж определяет победителя выборов.)

Ключевые штаты. Степень популярности кандидатов по штатам разнится. Калифорния и Нью-Йорк последние десятилетия на президентских выборах – синие, поддерживают демократов, а, скажем, Оклахома – красная, надежный оплот республиканцев.

Штаты, где поддержка партий приблизительно равна и где побеждают представители то одной, то другой партии – колеблющиеся, swing states, – привлекают основное внимание кампаний кандидатов обеих партий. (И Трамп, и Байден провели последние дни в Пенсильвании):

  • это штаты “ржавого” пояса – переживающего упадок индустриального региона – Висконсин, Мичиган и Пенсильвания, которые в 2016-м проголосовали за Трампа, а перед тем поддержали Обаму,
  • и это штаты “солнечного” пояса – Невада, Аризона, Флорида и Северная Каролина.

Агрегатор RealClearPolitics считает, что Байден может уверенно рассчитывать на 216 электоральных голосов, Трамп - на 125, остальные 197 - в игре.

В центре этой игры, то есть там, где соперники наиболее близки - семь перечисленных выше штатов. Если их расставить в порядке уменьшения/возрастания популярности Трампа/Байдена в опросах, получится примерно так: первая цифра - RCP, который берет среднее арифметическое всех последних опросов, вторая цифра - 538, проекта электоральной статистики, который дополнительно оценивает качество опросов (его оценки давали лучшие результаты последние три избирательных цикла):

  • Висконсин (6.7-8.4 преимущество Байдена)
  • Мичиган (4.2-7.9 преимущество Байдена)
  • Невада (2.2-5.3 преимущество Байдена)
  • Пенсильвания (1.2-4.7 преимущество Байдена)
  • Флорида (0.9-2.5 преимущество Байдена)
  • Аризона (0.9-2.6 преимущество Байдена)
  • Северная Каролина (0.2 преимущество Трампа - 1.8 преимущество Байдена)

Для наглядности на минуту представим, что голоса распределялись примерно в соответствии с этой схемой, и что Флорида, Аризона, Северная Каролина и все более "красные" штаты достались Трампу, а Невада, Мичиган, Висконсин и все более "синие" - Байдену, тогда у них будет 253 против 250 электоральных голосов, и тогда 20 выборщиков Пенсильвании решат судьбу выборов.

В реальности, конечно, может быть много отклонений от это схемы, и Байден, скажем, может выиграть Северную Каролину, и Трамп - Мичиган, и ситуация будет сложнее. При этом стоит обратить внимание, что даже в Северной Каролине, наиболее благоприятном из этих семи штатов для Трампа, разница между ним и Байденом меньше статистической погрешности, в Висконсине – существенно за пределами обычной погрешности при опросах.

Однако после неожиданной победы Трампа в 2016 году (тогда опросы промахнулись на несколько процентов и после сообщения за несколько дней до выборов о возобновившемся против Клинтон расследовании ФБР неопределившиеся избиратели в большинстве предпочли ей Трампа) аналитики подходят к опросам с утроенной осторожностью.

Положение Байдена существенно сильнее положения Клинтон. Если бы сейчас опросы промахнулись так же, как в 2016-м, Байден все равно бы победил, хоть и ненамного. Аналитики оценивают шансы Трампа в 10 процентов, хотя это условность – теоретически, в одном случае из десяти опросы могут промахнуться настолько сильно, что Трамп наберет большинство в электоральном колледже – это чуть менее вероятно, чем три раза подряд выкинуть решку. Выборы, однако, единственное событие в своем роде, и речь, скорее, об оценке маловероятности подобного промаха. Для сравнения: если опросы промахнутся в другом направлении, недооценив Байдена, его победа будет оглушительной, пройдя лавиной по штатам, в американской терминологии – landslide. Достаточно сказать, что сейчас демократы осторожно присматриваются к возможности победить в Джорджии и даже Техасе, штате, обеспечивающем республиканцев 38 электоральными голосами.

На практике, однако, нам предстоит следить в первую очередь за Пенсильванией и Флоридой. Без Флориды республиканскому кандидату не победить. Пенсильвания, скорее всего, также необходима Трампу для победы, хотя даже это не гарантирует ее. Однако и у Байдена шансы без Пенсильвании резко упадут – у него останутся варианты отыграть у Трампа какие-то другие, более “красные” штаты, но это будет еще менее вероятно, чем победа в Пенсильвании.

Сайт 538 предлагает игру – как меняются шансы кандидатов, при выигрыше того или иного штата.

Есть аргументы против ожидания сильных сюрпризов на выборах:

Рейтинги обоих кандидатов были на редкость стабильны (мы не будем вдаваться в демографию, хотя это интересно: Байден, скажем, успешнее Клинтон конкурировал с Трампом за поддержку пожилых, Трамп – успешно работал с латинос, и то и другое важно для Флориды). Социологические компании учли ошибки 2016 года и стали работать точнее, и опросов больше, то есть вероятность ошибок меньше (но суеверный ужас 2016 года не позволяет экспертам уверенно произносить фразу “Трамп проигрывает”, а некоторые аналитики продолжают говорить о “застенчивых сторонниках” президента, которые врут социологам, а потом голосуют за Трампа).

Трамп с какого-то момента, видимо, оставил попытки расширить базу своей поддержки и последние дни активно старался максимально возбудить энтузиазм своих сторонников и тем поднять их явку – и так получить преимущество. Ему противостоит огромный энтузиазм демократов, которых Байден привлекает не столько сам по себе, сколько как альтернатива Трампу. Ожидается рекордная явка, и кто победит в этом соревновании, важный вопрос.

Огромная часть избирателей, свыше 90 миллионов, проголосовала досрочно (в первую очередь из-за коронавируса). Для сравнения: в 2016 году всего проголосовало немногим менее 140 миллионов.

Обычно действующие президенты имеют преимущество, идя на перевыборы, и вероятно, так было бы и с Трампом, особенно на фоне процветающей экономики, но все сломала эпидемия. То, как администрация Трампа отреагировала на нее, очень непопулярно среди избирателей, примерно 60 против 40. Попытки преуменьшить опасность коронавируса, разговор в терминах предпочтения экономики карантинным ограничениям (что может быть неверным представлением), недоверие к научному подходу, явная нелюбовь к маскам – это может быть популярно у “базы” Трампа, но малопопулярно за ее пределами.

С эпидемией связан еще один круг проблем – и этим мы завершим вступление к онлайну: огромное количество людей проголосовало досрочно по почте. В значительной степени это демократы – республиканцы в гораздо большей степени склонны голосовать лично, на участках в день выборов. В результате может создаваться ситуация, которые получила романтические названия “красного миража” или “синего сдвига”: на выборах 3 ноября в отдельных штатах по результатам “личного” голосования впереди может оказаться Трамп, но когда затем будут подсчитаны голоса, поданные по почте, победу одержит Байден. Это потенциально может привести к опротестовыванию результатов – если они окажутся достаточно близкими.

Трамп многократно выступал против массового голосования по почте, утверждая (без особых оснований), что это может привести к фальсификациям. Вопрос о порядке подсчета голосов (как и вообще организация голосования) находится в ведении штатов, в каждом – свои порядки. Республиканцы стремятся ужесточить правила и тем аннулировать часть голосов.

Показательно обсуждение в Верховном суде (где теперь есть консервативное большинство) запрета на подсчет в Висконсине голосов, присланных по почте после дня голосования (а в Пенсильвании по нынешним правилам подсчитываются бюллетени, присланные в течение трех дней после выборов). Судья Кавано, один из пришедших при Трампе, написал в своем мнении, что ограничение необходимо, чтобы "избежать хаоса и подозрений в нарушениях, которые могут возникнуть, если тысячи присланных по почте бюллетеней хлынут после дня выборов и потенциально перевернут результаты выборов”. В свою очередь, судья Каган написала: “Пока все действительные голоса не подсчитаны, нет никаких результатов, которые можно “перевернуть”.

От всего вышесказанного зависит, сколько придется ждать провозглашения победителя выборов, если они окажутся близкими. Флорида, где разрешено заранее подсчитывать присланные по почте бюллетени, может закончить подсчет довольно быстро и, если не будет чрезмерно близких результатов, провозгласить победителя в течение нескольких часов. Пенсильвания, где до половины избирателей могли проголосовать по почте, только начнет подсчитывать их голоса во вторник – и подсчет может занять дни.

Обо всем этом мы будем подробнее разговаривать ночью в ожидании результатов (и еще поговорим о выборах в Конгресс – демократы считаются фаворитами, чтобы взять под контроль обе палаты). Присоединяйтесь к нам после 2 часов ночи (мск)!

Ниже - интерактивная карта, на которой можно будет следить за подсчетом голосов.

15:16 3.11.2020

Голосование началось.

Первый участок на выборах президента США начал работать в поселке Диксвилл-Нотч (штат Нью-Гэмпшир) сразу после полуночи. Все пять местных избирателей проголосовали за Байдена, сообщается в твиттере.

16:26 3.11.2020

Разделенная Америка. Кто кого поддерживает

Практически все аналитики, следившие за ходом предвыборной борьбы в США, указывают на то, что нынешние выборы проходят в условиях очень сильной разделенности американского общества. Многие пишут о "двух Америках", взгляды и надежды одной из которых олицетворяет Джо Байден, а другой – Дональд Трамп. Кстати, сам нынешний президент этого не отрицает и даже использует его в своей предвыборной агитации:​

"Джо Байден – кандидат хулиганов, грабителей, поджигателей, любителей хвататься за оружие и жечь флаги, марксистов, лоббистов и представителей групп специальных интересов. Я – кандидат фермеров, заводских рабочих, полицейских и трудящихся, законопослушных патриотов всех рас, религий и убеждений!"

Но как, если отвлечься от предвыборной пропаганды, обстоят дела на самом деле? Вдоль каких линий разделилось американское общество? О степени этой разделенности говорит статистика: за две недели до выборов, по данным опроса, сделанного по заказу Национального общественного радио США (NPR), только 2% избирателей ответили, что еще не определились, за кого будут голосовать, 1% заявил, что отдаст голос кандидату иной партии, чем Демократическая или Республиканская, и 5% сообщили, что еще могут изменить свои избирательные предпочтения. "Это невиданно низкие цифры, – комментирует социолог Ли Мерингофф, руководитель Института изучения общественного мнения при университете Марист. – Стратегия президента Трампа с момента его прихода к власти заключалась в том, чтобы держать свой электорат в тонусе. В результате голосование на выборах становится референдумом о Трампе".

Дональд Трамп призывает американцев голосовать:


Принято считать, что Трамп – кандидат в основном белых американцев, в большей степени мужчин. В 2016 году за него действительно голосовали 57% белых американцев, пришедших на выборы, Хиллари Клинтон тогда поддержали 43%. Но сейчас преимущество Трампа перед Байденом среди белых совсем не так велико: за неделю до 3 ноября оно составляло лишь 5%. Кстати, это наихудший подобный показатель для кандидата-республиканца со времен Боба Доула, претендовавшего на президентский пост в 1996 году (и проигравшего тогда Биллу Клинтону). Зато Трамп слегка поправил свое положение среди избирателей других рас – афроамериканцев и испаноамериканцев: за него готовы проголосовать 24% из них, за Байдена – 66%. Отрыв демократического кандидата в этой категории огромен, но он меньше, чем был у Хиллари Клинтон 4 года назад – 51%.

С кем Трампу действительно не везет, так это с женщинами. По данным на конец октября, Джо Байден ведет у этой категории избирателей с 25-процентным отрывом. Это куда существеннее, чем преимущество Хиллари Клинтон в 2016-м: тогда за нее проголосовало на 13% женщин больше, чем за Трампа. Сознавая, что именно голоса женской части электората могут стоить ему переизбрания, президент на митинге в Пенсильвании обратился к избирательницам: "Женщины из предместий, не могли бы вы полюбить меня? Я же, черт возьми, спас ваши дома", – заявил он, имея в виду, очевидно, недавние беспорядки в городах Америки, когда по распоряжению президента в наиболее неспокойные районы направлялись подразделения федеральных силовых структур. Рассчитывая произвести впечатление на избирательниц, Трамп также уделял много внимания своему недавнему назначению: новым членом Верховного суда США стала консервативная судья Эми Коуни Барретт, которую президент всячески расхваливал. Впрочем, винить в падении своей популярности у женской части электората Дональд Трамп, по мнению большинства комментаторов, может только себя: за время своего правления президент отметился множеством мизогинных, унижающих достоинство женщин высказываний.

Джо Байден и его сторонники
Джо Байден и его сторонники

Точно так же Трамп утратил поддержку избирателей старшего возраста. По данным предвыборных опросов, Байден на 8% опережает его среди американцев старше 65 лет. При этом именно старшие избиратели, которые отличаются дисциплинированностью, были одной из опор Трампа 4 года назад. Тогда в этой возрастной категории он опередил Хиллари Клинтон на 15%. Аналитики связывают провал популярности действующего президента у старшей возрастной группы с неудачными действиями его администрации по борьбе с пандемией Covid-19, которая в наибольшей мере угрожает как раз пожилым людям. Кандидат демократов более популярен и среди молодежи, где его поддерживают 57%. При этом ожидается, что на сей раз молодые избиратели проявят заметно бóльшую активность, чем 4 года назад.

Джо Байден, несмотря на свой весьма почтенный возраст (20 ноября ему исполнится 78 лет), активно агитировал среди молодых избирателей, сознавая, что, как он написал в твите, "у молодых людей есть сила для того, чтобы определить исход этих выборов".

Единственной крупной социальной группой, где у Дональда Трампа сохраняется ощутимое преимущество, являются белые избиратели без высшего образования. В этой группе у президента солидный перевес над соперником: 60% готовых проголосовать за него против 34% у Байдена. Как отмечает издание The Conversation, "узкая тропка, которая может привести Трампа к победе, пролегает именно здесь". Если избиратели из этой социальной группы в таких штатах, как Пенсильвания, Огайо, Флорида, Мичиган и Висконсин, от которых может зависеть итог голосования, примут активное участие в выборах, и солидное большинство из них поддержит Трампа, это может принести ему победу.

В самом по себе таком разделении избирательных предпочтений нет ничего кардинально нового. Демократическая партия в XXI веке превратилась в партию, с одной стороны, либеральных элит и образованного среднего класса, с другой – этнических и расовых меньшинств. Республиканцы ориентируются, с одной стороны, на часть деловых кругов, а с другой – на менее образованные и консервативно настроенные группы среднего и рабочего класса. Отсюда – ставшее уже традиционным географическое распределение: за демократов голосует большинство избирателей в штатах, находящихся на обоих побережьях США, за республиканцев – в расположенной по центру так называемой fly-over America (буквально – "Америке, над которой пролетаешь", имеется в виду – направляясь с одного побережья на другое).

Дональд Трамп и Джо Байден во время второго тура предвыборных дебатов
Дональд Трамп и Джо Байден во время второго тура предвыборных дебатов

В нынешних выборах необычно другое: уровень политической поляризации, когда сторонники одной партии или кандидата буквально не воспринимают соперника и его избирателей. Профессор Бостонского университета, историк и политолог Игор Лукеш в своих предвыборных заметках с горечью отмечает: "Нас разделяет пропасть, через которую мы иногда друг на друга гавкаем. Никто не пытается что-либо объяснить [оппонентам], найти общий язык. Даже соседи, у одного из которых на газоне перед домом стоит плакат Трампа, а у другого – Байдена. Даже родственники, которые тихо радуются, что из-за коронавируса приходится отказываться от больших семейных обедов – и тем самым можно избежать дебатов с дядюшкой, который голосует за "неправильную" партию".

В этой обстановке главное для Соединенных Штатов начнется уже после подсчета голосов – когда станет ясно, кто победил и как на эту победу готов отреагировать проигравший соперник и его избиратели.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG