Закончилось голосование в Алабаме, Коннектикуте, Делавере, Флориде, Иллинойсе, Мэйне, Мэриленде, Массачусетсе, Миссисипи, Миссури, Нью-Гэмпшире, Нью-Джерси, Оклахоме, Пенсильвании, Род-Айленде, Теннесси и округе Колумбия.
Агентства и СМИ уже прогнозируют победы кандидатов в нескольких штатах, но никаких неожиданностей тут нет - например, Кентукки, Оклахома и Индиана у Трампа, Веромонт, Вирджиния и Массачусетс у Байдена.
Вопрос сейчас во Флориде, и если Трамп побеждает в ней - в Пенсильвании и, возможно, в нескольких других колеблющися штатах: Северной Каролине, Джорджии?
Историческое соревнование "слонов" и "ослов": кто выигрывает?
Политическую сцену США, как известно, очень давно контролируют две партии – Республиканская и Демократическая, символами которых являются соответственно слон и осел. Последним главой государства, не принадлежавшим ни к одной из этих партий, был 13-й президент Миллард Филлмор (1850 – 1853), который "дослужил" срок своего скончавшегося предшественника Закари Тейлора, скончавшегося на втором году президентства. Оба они принадлежали к давно не существующей Партии вигов. В целом президентами были избраны 19 республиканцев и 14 демократов. В последние 30 с небольшим лет, со времени окончания Холодной войны, представители обеих партий в Белом доме регулярно сменяют друг друга: с 1989 года 16 лет у власти были президенты-республиканцы (отец и сын Буши и – пока – Дональд Трамп) и столько же – демократы (Билл Клинтон и Барак Обама).
Интереснее наблюдать за "сожительством" президентов и обеих палат Конгресса, где большинство может переходить от одной партии к другой посреди президентского срока, поскольку выборы конгрессменов и сенаторов не всегда проводятся одновременно с выборами главы государства. Здесь возможны три варианта. Если президент и большинство в одной из палат Конгресса принадлежит одной партии, а большинство в другой – ее оппонентам (как сейчас, когда Белый дом и Сенат – у республиканцев, а Палата представителей – у демократов), стороны вынуждены искать компромиссы, иначе законодательная работа застопорится. Когда президенту, избранному от одной партии, противостоит Конгресс, где большинство мест в обеих палатах у партии-конкурента, глава государства может оказаться в некоторой изоляции (с этим столкнулись, например, республиканцы Ричард Никсон и Джеральд Форд, сосуществовавшие с 1969 по 1977 годы с демократическим большинством в Конгрессе). Наконец, когда президент, Сенат и Палата представителей "одного цвета", партия, которая становится таким образом однозначно правящей, получает возможность проводить какие-то важные для ее избирателей реформы, легко преодолевая сопротивление оппозиции. Так случилось в 1960-е годы, когда президенты Джон Кеннеди и Линдон Джонсон опирались на большинство в обеих палатах Конгресса. В это время были проведены реформы "Великого общества", направленные на искоренение бедности и расовой сегрегации.
За повторение такой ситуации борются сейчас демократы: для этого им нужно, чтобы Джо Байден попал в Белый дом, а большинство мест в Сенате перешло к ним. Но "одноцветное" правление коварно: избиратели могут разочароваться или испугаться слишком резких перемен и "наказать" доминирующую партию на следующих выборах. Так случилось с демократами в 1994 году, когда они потерпели поражение от республиканцев, которым впервые за 40 (!) лет удалось получить контроль над Палатой представителей.
Один из любопытнейших парадоксов этих выборов: низкие предвыборные рейтинги Дональда Трампа при том, что рекордное число избирателей, объективно говоря, высоко оценивает результаты его президентства. Согласно недавнему опросу института Гэллапа, 56 процентов опрошенных говорят, что они сегодня живут лучше, чем четыре года назад. Рональд Рейган, Джордж Буш-младший, Барак Обама были избраны на второй срок с гораздо более низким (в среднем около 45 процентов) подобным показателем. Наиболее вероятное объяснение - большинство американцев отвергает его манеру поведения, манеру управления. По оценкам Гэллапа, уровень одобрения деятельности Дональда Трампа на посту президента ни разу за четыре года не превышал 50 процентов.
Интересно в Техасе - пока (подсчет происходит неравномерно, могут сначала подсчитывать округа, где популярен один кандидат, потом другой его быстро нагоняет).
Но прямо сейчас в Техасе подсчитано порядка трети голосов, и Байден опережает Трампа приблизительной 2 миллиона голосов против 1.7 миллиона. Демократы робко надеялись превратить штат в колеблющийся, и сообшали о рекордной явке среди сторонников Байдена. Сейчас в отдельных округах Байден, возможно, выступает лучше, чем Клинтон четыре года назад.
Но все этом молниеносно может измениться, и все эти соображения превратятся в выдавание желаемого демократами за действительное.