Сегодня Международный день защиты прав человека. Неправительственный сектор Грузии отметил эту дату, публикуя отчеты о событиях в этой сфере в уходящем 2020-м году. Практически во всех докладах отмечается существенный регресс.
«Защита прав человека является императивом для дальнейшего восстановления после пандемии», – отмечает местное представительство Евросоюза. Сегодня в этой структуре сообщили о намерении выделить Грузии 3 миллиона долларов на развитие сферы защиты прав человека. Сумма эта будет потрачена до 2023 года на проекты по пяти направлениям.
«Это укрепление государственных учреждений, ответственных за разработку, мониторинг и реализацию политики в области прав человека; содействие правоохранительным органам и национальным правозащитным учреждениям; защита прав меньшинств и уязвимых групп; продвижение прав человека на местном уровне и информирование граждан Грузии о правах человека и механизмах их защиты», – говорится в письменном заявлении.
О кризисе в этой сфере, спровоцированном эпидемией, говорили сегодня местные правозащитные организации. Распространение COVID-19 способствовало росту бедности и ухудшению положения в других направлениях, вторят специалистам Евросоюза грузинские НПО. О вызовах, с которыми пришлось столкнуться государству в 2020 году, на сегодняшней пресс-конференции, посвященной итогам уходящего года, рассказала Народный защитник Грузии Нино Ломджария:
«На фоне роста числа инфицированных коронавирусом, становится сложнее оказывать населению адекватную медицинскую помощь. СМИ периодически сообщают о случаях запоздалой госпитализации и лечения, что приводит к гибели пациентов. Подобные факты вызывают у общественности вопросы к эффективности принимаемых государством противоэпидемических мер. Народный защитник Грузии призывает Минздрав предоставить общественности информацию о результатах расследования таких случаев и принятых мерах».
Не обошла стороной омбудсмен и тему парламентских выборов. Процесс голосования 31 октября сопровождался десятками инцидентов, были зафиксированы факты насилия, давления и нападения на наблюдателей и представителей СМИ, использования административного ресурса, утверждает Нино Ломджария. Расследование по большинству таких фактов даже не начиналось. Кроме того, судебная власть и избирательная администрация оставили без внимания большинство жалоб, поданных заинтересованными лицами по поводу существенных нарушений и несоответствий в итоговых протоколах.
«Это спровоцировало общественный протест и недоверие к избирательному процессу. Из-за выявленных на выборах нарушений в стране создался политический кризис. Положение усугубляет тяжелая эпидемиологическая ситуация и экономический кризис. Соответственно, важно провести переговоры с участием всех избирательных субъектов и принять политическое решение для усиления независимых и демократических институтов».
Как и прошлый, 2020 год был актуальным с точки зрения защиты свободы собраний. За год прошли десятки митингов и демонстраций разного масштаба, продолжает омбудсмен:
«Аппарат Народного защитника критически оценивает разгон людей, собравшихся 8 ноября у Центральной избирательной комиссии, с применением водометов. Важно отметить, что перед этим протестующих не предупредили (что будут задействованы водометы), что является прямым нарушением закона. Использованная сила не была необходимой и пропорциональной».
Свои отчеты представили сегодня и некоторые другие правозащитные организации. Например, НПО «Индекс демократии» заострил внимание на роли профильного парламентского комитета в вопросе улучшения положения Грузии в сфере прав человека:
«Рекомендации, которые парламент удовлетворил полностью или частично, практически во всех случаях были исполнены без участия профильного комитета. В редких случаях участие комитета ограничивалось представлением обязательного заключения. Рекомендации омбудсмена исполнялись парламентом в основном по инициативе других комитетов, правительства или группы парламентариев. «Индекс демократии» призывает (будущих) членов комитета по правам человека новоизбранного парламента активно использовать широкие полномочия и инструменты, предоставленные комитету парламентом», – сказано в заявлении НПО.
Что касается положительных сторон, – их не много, но практически все правозащитники отметили усиление полномочий трудовой инспекции.