Участники саммита «Большой двадцатки» в Индонезии работают над совместным коммюнике. И это оказалось проблемой – продолжающееся вторжение России в Украину грозит тем, что стороны могут не прийти к компромиссу относительно формулировок. В таком случае нынешняя встреча станет первой в истории форума крупнейших экономик мира, когда экономическая политика на ближайший год не будет одобрена всеми участниками. Украина требует от мирового сообщества безоговорочного осуждения российской агрессии, остановки боевых действий и выплаты Москвой репараций. Россия настаивает на вине коллективного Запада и отказывается идти на компромисс.
Президент Украины Владимир Зеленский призвал страны «Большой двадцатки» остановить войну и закрепить ключевой элемент послевоенной архитектуры безопасности, который бы мог предотвратить повторение агрессии со стороны России. Выступая по видеосвязи перед участниками саммита в Индонезии, украинский лидер озвучил свою «формулу мира» из 10 пунктов:
«Радиационная и ядерная безопасность, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, освобождение всех пленных и депортированных, выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка, вывод российских войск и прекращение боевых действий, возвращение справедливости, противодействие экоциду, недопущение эскалации – фиксация окончания войны».
По словам Зеленского, война должна быть закончена «справедливо и на основе устава ООН и международного права». Он особо подчеркнул, что для начала мирного процесса Россия должна вывести свои войска, выплатить компенсацию за ущерб, причиненный Украине, и признать ее территориальную целостность:
«Мир должен признать специальный трибунал по преступлению агрессии России против Украины и созданию международного механизма для возмещения всех убытков, причиненных этой войной. Возмещение за счет российских активов, потому что именно агрессор должен сделать все, чтобы восстановить нарушенную им справедливость. Уже есть предложенная нами резолюция Генассамблеи ООН по международному механизму компенсации за ущерб, вызванный российской войной. Она проголосована. Мы просим ее применять».
Причем, обращаясь к делегатам, Зеленский подчеркнуто называл G20 «Группой 19», исключив из нее Россию.
Москву такое развитие событий явно не устраивает. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков дал понять, что предложение оплатить ущерб из той суммы, которая была заморожена на российских счетах на Западе, в Кремле принимать отказываются:
«Естественно, организаторы этого процесса, они пытаются завершить грабеж наших золотовалютных резервов, которые были совершенно незаконным образом заблокированы. Формализация этого грабежа с использованием площадки ООН. Решение это не является юридически обязывающим. Так мы и будем относиться. Безусловно, Россия будет делать все, что возможно (чтобы активы не заморозили), хотя на фоне абсолютного попрания в последние полгода всех основ и правил частной собственности, международного права и так далее и тому подобное, конечно, превалируют такие, знаете, рейдерские методы захвата. Все это мы будет учитывать при определении наших дальнейших действий».
Примечательно, что глава МИДа Сергей Лавров, возглавляющий российскую делегацию вместо президента Путина, не стал устраивать демарши и не ушел из зала во время видеообращения Владимира Зеленского, как делал это раньше. А участники G20, в свою очередь, также не стали бойкотировать выступление самого Лаврова, в очередной раз заявившего, что Россия в Украине борется с нацистами:
«Что касается украинской темы, то и США, и все их союзники сегодня в ходе дискуссий отметились достаточно агрессивно, обвинив Россию в, как они говорят, неспровоцированной агрессии против Украины. Вы знаете, чем больше они говорят об этой неспровоцированной агрессии, тем больше все в этом убеждаются, что агрессия была спровоцирована как раз ими. Страны третьего мира призывают к мирному урегулированию, призывают к скорейшему заключению договоренностей. Они прекрасно знают, что тормозит этот процесс Украина, которая законодательно запретила вести переговоры с Россией указом Зеленского. Так что это не к нам вопрос. Что я сказал сегодня во время коротких бесед с президентом Макроном и канцлером Шольцем».
Сам Олаф Шольц, комментируя разговор с Лавровым, не стал распространяться относительно его содержания, отметив лишь, что дискуссии нужны:
«Он встал рядом со мной и сказал две фразы. Но… таков был разговор. Я считаю правильным вести постоянные дискуссии, в которых мы говорим именно о тех вопросах, по которым у нас разные взгляды. В конце концов, должен наступить момент, когда Россия осознает и примет необходимость выхода из этой ситуации».
Аналитики продолжают гадать, удастся ли лидерам «Большой двадцатки» согласовать по результатам саммита в Индонезии совместное коммюнике. Это важнейший документ, который определяет основные векторы развития крупнейших экономик мира на ближайшие 12 месяцев. Но в этом году ситуация особенная. Россия, присутствующая на саммите в качестве равноправного участника и партнера, продолжает боевые действия в Украине, от чего неизбежно страдает вся мировая экономика.
Впрочем, глава российской делегации Сергей Лавров уже упомянул, что работа над декларацией практически завершена:
«Наши западные коллеги всячески пытались сделать эту декларацию политизированной и пытались протащить формулировки, которые предполагали бы осуждение действий Российской Федерации от имени всей «двадцатки», то есть включая и нас самих. Мы настояли на том, что если уж так хочется обязательно эту тему затронуть, хотя она никоим образом не касается повестки дня и компетенции «двадцатки», то давайте будем поступать по-честному и давайте зафиксируем, что по этой теме у нас есть различия. Да, идет война на Украине, гибридная война, которую Запад развязал и которую он готовил долгие годы».
Если верить сообщениям Bloomberg и Financial Times, по итогам саммита страны «Большой двадцатки» все же готовятся осудить войну в Украине, но в коммюнике останется компромиссная формулировка в виде «война в Украине», а не «война России в Украине». Страны G20 намерены также обратить отдельное внимание на недопущение не только применения ядерного оружия, но даже угроз такого применения.
Эксперты сходятся во мнении, что финальную резолюцию саммита наверняка не подпишет Россия и, возможно, некоторые другие страны. Чтобы таких было как можно меньше, в проекте совместного заявления отдельно отмечается, что у некоторых государств есть «другие взгляды и разные оценки ситуации и санкций». Обе смягченные, компромиссные формулировки преследуют одну и ту же цель: не допустить, чтобы нынешний саммит «Большой двадцатки» не стал первым в истории, не выпустившим никакого совместного заявления.
Форум