Accessibility links

Куда доведет язык «Грузинcкой мечты»


Акция против закона об «иноагентах», 15 апреля
Акция против закона об «иноагентах», 15 апреля

«Грузинская мечта» против Запада: премьер Кобахидзе вызывает послов США и ЕС на теледебаты. Представители правящей партии все жестче реагируют на призывы западных партнеров и международных организаций провести судебные реформы и отозвать закон об иноагентах. Чем все это может закончиться для Грузии?

«Hey Matthew, are you kidding, my friend? (Эй, Мэттью, ты что издеваешься, мой друг)», – так депутат «Грузинской мечты» Ираклий Заркуа ответил утром представителю Госдепа США Мэттью Миллеру, призвавшему власти Грузии привлечь к ответственности подсанкционных грузинских судей. В Госдепартаменте накануне также вновь выразили обеспокоенность в связи с возможным принятием в Грузии закона об «иноагентах».

Заркуа подчеркнул, что несмотря на введение санкций со стороны США против «судей независимого суда» Грузии власти страны до сих пор не услышали конкретных аргументов по поводу того, на «каком основании» их ввели. Также, не вдаваясь в обоснования, он сообщил, что «Грузия опережает 7 стран ЕС и 11 стран НАТО по уровню верховенства закона»:

Ираклий Заркуа
Ираклий Заркуа

«Доверие к судебной системе в Грузии – более 50%, в том числе, согласно вашим исследованиям, напомню, что в вашей стране, в Америке, население доверяет вам только на 25%. What you talking about, my friend? (О чем вы говорите, мой друг?) Я ошеломлен», – продолжал депутат Заркуа, обещая, что если хватит времени, то законопроект об иноагентах на пленарное заседании парламента вынесут уже сегодня.

Эту информацию подтвердил и спикер парламента Шалва Папуашвили. Протесты, призывы представителей гражданского сектора и зарубежных партнеров для спикера Папуашвили аргументом на стали.

«Мы имеем дело с догматизмом», – сетовал сегодня спикер, общаясь с теми немногими журналистами, которых допустили в парламент:

«Наши оппоненты не смогли ответить на единственный вопрос: почему они выступают против этого закона? Их ответ подтверждает, что мы имеем дело с догмами, потому что это кому-то не нравится за рубежом. Брюссель ведь говорит нет, Вашингтон ведь говорит нет. Страна прошла много этапов. Мы последние 30 лет знаем одно: главное – это то, что говорит грузинский народ, а не то, что нам говорит тот или иной человек. Когда мы говорим с зарубежными игроками, то тоже сталкиваемся с догматическими доводами. На вопрос, почему мы не должны принимать этот закон, они отвечают: потому что этого не хочет какая-то часть вашего общества. Когда спрашиваем эту часть общества, они говорят, что иностранцы говорят, чтобы мы не принимали. Вот такая обоюдная увязка».

Шалва Папуашвили напомнил, что к таким методам прибегали и в ходе дискуссии о проверке честности судей – о веттинге. И убежденно сообщил, что грузинское общество уже не проведешь, и что прозрачности нет альтернативы.

О том, что цель закона – лишь сделать прозрачной финансовую деятельность международных фондов и местных НПО, накануне заверял послов США, ЕС и Великобритании, по сообщению пресс-службы, премьер-министр Ираклий Кобахидзе. А днем ранее он обвинил дипломатов в попытке возложить на себя функции оппозиции и позвал на дебаты послов ЕС и США в прямом эфире. Что никак не укладывается в дипломатические рамки.

В эти дни премьер-министр Ираклий Кобахидзе часто говорит, что с тех пор, как он стал премьер-министром (с 12 февраля), все стало прозрачно, что на правительственном сайте публикуется каждое распоряжение, указ, как это предусматривает законодательство. И чего, к слову, не наблюдалось при его предшественнике, ныне председателе «Грузинской мечты» Ираклии Гарибашвили.

Однако грузинская служба Радио Свобода уже два месяца тщетно ждет ответа на запрос о необнародованных документах правительства. Таковых, по подсчетам грузинского филиала Transparency International, 531. Каждый четвертый из них касается передачи госимущества конкретным лицам и пересмотра взятых ими ранее обязательств, что, по мнению экспертов, «содержит коррупционные риски».

Сегодня занимающаяся борьбой с коррупцией организация Transparency International, которая является одной из главных мишеней для власти, сообщила, что Михаил Чинчаладзе, один из четырех подсанкционных судей, которых представитель Госдепа США Мэттью Миллер и призывал привлечь к ответственности, за 16 лет своей карьеры рассматривал в среднем только 2 дела в месяц, в то время как другим судьям приходится рассматривать сотни дел в течение года. Кроме этого, в 2010-2013 годы Чинчаладзе, который считается главой судебного клана, получил оклад в размере 448 020 лари, не рассмотрев не одного дела.

Правозащитные НПО, изучающие декларации судей и чиновников, не раз заявляли, что многие из них скрывают имущество, а их доходы выглядят подозрительными. Так, в центре внимания оказался судья Звиад Шарадзе. Он 12 апреля приговорил к 9 годам тюрьмы гражданского активиста Лазаре Григориадиса, выступавшего против принятия закона об иноагентах в марте прошлого года. Правозащитные НПО указывают на политизированность судебного разбирательства, а в декларациях судьи Шарадзе не обнаружили недвижимость его супруги и подарок от родителей в размере 120 тысяч лари. Потому эксперты ЕС вместе с представителями грузинских НПО считают целесообразным проверку судей на честность.

По мнению оппозиционеров, утверждение о прозрачности и некоррумпированности власти не выдерживает критики, когда речь идет о представителях «Грузинской мечты», разбогатевших в основном после прихода к власти. А особые подозрения вызывает бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

При этом власть, все более жестко отвечающая Западу, никак не реагирует на то, что хвалебных слов по поводу законопроекта она удостаивается только от Москвы.

С учетом позиции «Грузинской мечты» и ее риторики, в грузинском обществе усиливаются опасения, что страна может потерять статус кандидата в ЕС, и что в Брюсселе и Вашингтоне не оставят без ответа поведение представителей власти, которые зачастую выходят за рамки этикета и приличия. О возможном развитии событий и реакции Запада высказалась и президент Саломе Зурабишвили 12 апреля в эфире ТВ «Пирвели».

«Для партнеров решающим моментом станут выборы. Ничего нам не закроют, как стране, возможно, им [представителям власти] ограничат кое-что, но нам, обществу, стране не будет ограничений до выборов. Мы должны дойти до 26 октября. Большая ответственность лежит на каждом из нас, чтобы все мы были на своих местах, до конца осознавая нашу ответственность. Потому что план России состоит именно в этом – чтобы довести дело до столкновений, смуты, дестабилизации. А потом в этом обвинят меня, вас, СМИ, всех, кроме себя», – заявила президент Зурабишвили.

С тем, что многое будет зависеть от исхода выборов, соглашается и бывший посол Грузии в Великобритании, старший научный сотрудник Фонда Рондели (GFSIS) Георгий Бадридзе. Он убежден, что этот закон грузинскими властями принимается в такой же форме и с той же целью, с которой он был принят в России:

«Так что сейчас Грузия находится на перепутье. Есть очень четкий и простой выбор. В случае продолжения демократических реформ мы в 2030 году, через каких-то шесть лет, можем быть членами Евросоюза. В противном случае, к концу этого года Грузия может оформиться как пророссийская диктатура».

Георгий Бадридзе прогнозирует, что в отличие от прошлого года на этот раз власти все-таки примут закон об иноагентах. А дальше, по его словам, все будет зависеть от противостояния гражданского общества и от исхода выборов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG