«Грузинской мечте» не устоять перед свободной молодежью, уверен философ, профессор ТГУ Заза Пиралишвили. Но он опасается, что власть все же успеет установить в Грузии стиль правления Лукашенко.
– Насколько опасна такая демонстрация силы «Грузинской мечтой»? Премьер-министр Ираклий Кобахидзе и другие партийные лидеры заявляют, что 29 апреля, собрав у парламента своих сторонников, они покажут, к чему на самом деле стремится грузинский народ.
– Все это, безусловно, рискованно. У нашей страны есть большой опыт в этом вопросе – во времена Шеварднадзе, а потом Саакашвили. То, что власть прибегает к такого рода акциям, в обществе воспринимается как проявление ее слабости. И из этого ничего хорошего для власти не следует, это вызывает снижение ее авторитета. Эта затея опасна для самой власти и тем, что один раз, конечно, она сможет мобилизовать людей, используя административный ресурс, но долго так продолжаться не может. Чтобы крупные акции в поддержку власти продолжались долгое время, нужен энтузиазм. Я сомневаюсь, что у тысяч людей будет такой энтузиазм. Потому власть предпринимает опасный шаг.
Но еще большую опасность, для нас, общества представляет то, что власть собирается сделать 17 мая третье чтение и утверждение законопроекта об иноагентах. К тому же в этот день отмечают свои праздники и поборники святости семьи, и представители сексуальных меньшинств, и правозащитники. Поэтому 17 мая возможные выступления против этого закона могут пойти совсем в другом направлении. Тем более что власть и так старается переключить внимание на гендерные темы.
– Вы много лет преподаете, обучали не одно поколение студентов. По вашему мнению, какой потенциал у нынешнего поколения, которое называют Gen Z? Они смогут добиться успеха своим протестом, не допустив роковых ошибок? Премьер-министр Кобахидзе большинство протестующих называет проплаченным партактивом оппозиционных партии «Нацдвижения», «Ахали», «Лело».
Молодым следует быть очень осторожными
– Вероятность того, что молодые люди допустят ошибки, велика. Поэтому я считаю, что старшее поколение не должно оставаться в стороне. Я не имею в виду политический класс. Политический класс провинился так, что его участие бессмысленно. Я имею в виду родителей, педагогов этих молодых людей. Хотя пока у меня нет ощущения, что они допустят какую-нибудь серьезную ошибку. Но власти будут стараться всякими провокациями вызвать у этой молодежи нежелательные реакции, напряжение. Молодым следует быть очень осторожными. Мы имеем дело с людьми, которых объединяет варварская воля к власти, и они готовы пойти на все. Печально, что и прежняя власть была такой же. Наши политические силы не знают, как уходить из власти. Они знают, как прийти к власти, как сохранить власть, но не чувствуют момента, когда им лучше уйти, чтобы ни стране не навредить, ни на себя не навлечь проклятия.
– В чем вы видите выход, с учетом заявлений власти о том, что «Грузинская мечта» ведет себя более прозрачно и по-европейски, чем ЕС и вообще Запад?
– Я не знаю, как поведут себя западные партнеры. Я подозреваю, что они очень плохо знают ситуацию внутри страны. Конечно, есть и исключения, но там сложно в чем-то убедить высокопоставленные лица, потому жду, что Запад ограничится общими, свойственными ему формулировками. С ситуацией может справиться лишь наш политический класс. Но это должны быть ответственные политики. А Запад может только поддержать ту или иную политическую группу.
– У какой политической силы вы видите такой потенциал?
Политическое поле нуждается в обновлении. А у нас политические партии сформировались как своеобразные феодальные структуры
– К сожалению, ни у какой. Но надеюсь, что это молодежное движение пробудит какие-то новые политические силы в нашей стране. Правда, мы опаздываем, но все-таки я надеюсь, что появятся новые лица, новые группы людей, которые принесут новые парадигмы, вокруг которых образуются новые политические партии. Мы хорошо видим, что парадигма политической жизни последних 12 лет, мягко говоря, зашла в тупик. Я имею в виду не только власть, а обе стороны. Тяжелая ситуация сегодня, непроходимый тупик. С одной стороны, у нас непопулярная власть. И протест довольно серьезный против нее, как мы видим. А с другой стороны, у нас нет политической силы, которая сможет аккумулировать этот протест и добиться политических изменений. Такой силы сегодня не существует в Грузии, к сожалению.
И не думайте, что я радуюсь, когда это говорю. Я несколько лет это повторяю. Вот взять рейтинг «Национального движения» – он ограничен. Возможно, ситуативно этот рейтинг вырастет от 10 до 15%, но не более. Будем честны, в их отношении у простых людей плохой опыт. Есть, к тому же, в политике такой момент: политики надоедают. Черчилля не выбрали именно из-за того, что он наскучил, Маргарет Тэтчер не избрали англичане, несмотря на то, что она была самым эффективным премьер-министром последних десятилетий. Тем более наскучит человек, политическая сила, которая ведет себя… я даже не знаю, как назвать поведение «Грузинской мечты».
Политическое поле нуждается в обновлении. А у нас политические партии сформировались как своеобразные феодальные структуры, во главе которых крупные феодалы, и политический проигрыш этой партии не означает поражения этого феодала, его отставки и избрания нового председателя. Вспомните, у любой партии есть свой неприкосновенный лидер. То есть партию создает не команда, а один человек – своим авторитетом, финансами; и в результате получаем то, что получаем. Это за короткое время и одними протестами, конечно же, не исправить. Тем не менее, это движение необходимо.
«Грузинская мечта» уже перешла в ту фазу, которую не смогла избежать ни одна наша предыдущая власть. Она уже считает себя неприкосновенной, она все может, оппозицию разгромила и может делать не только глупости, но и нежелательные вещи. Уже появляется коррупция, общество тычут носом в грязь абсурдными формулировками. Точно таким был Саакашвили в последние годы правления, и точно такой является сегодня «Грузинская мечта». Только Саакашвили все это делал в меньших масштабах, а эти оказались хорошими учениками и увеличили масштабы.
– Что вы имеете в виду?
– Ну хотя бы вот заявление о том что, оказывается, 30 миллионов лари даст нашим грузинским футболистом фонд «Карту». Ну что это такое? Банальный подкуп болельщиков, и, думаю, мало у кого это вызовет симпатии к «Грузинской мечте». Вот кому такая глупость пришла в голову? Но они уже самонадеянны, они верят, что любое их решение гениально, тем более решение их лидера Иванишвили, и так начинается обычно крах. И к этому добавляется беспомощность оппозиции.
– А что по поводу выступлений молодежи?
Сколько бы они ни прыгали, они не смогут этому поколению противостоять, им с позором потом придется уйти
– Если эти протесты не принесут желаемых результатов, то вне зависимости от того, примут закон или нет, эти процессы будут продолжаться, и молодежь останется такой же активной.
Видимо, «Грузинская мечта» надеется, что сможет разогнать этот протест как Лукашенко, и сможет установить такое же правление, как в Беларуси. Будут называть это демократией и нагло отвечать критикам: «Докажите, что это не демократия!» Как говорят противникам этого закона: «Назовите нам хоть один аргумент!» Им приводят аргументы, а они: «Нет, это не аргумент». Вот точно так будут называть свое авторитарное правление примером демократии и будут жаловаться на Европу, что они плохо с нами обращаются. Вот к этому ведет страну «Мечта», у них другого пути нет. Третий избирательный срок для любой нашей власти критичен, потому что скапливается столько должностных преступлений, что потом они уже боятся уходить из власти. Вдруг всплывет что-то, и придется нести ответственность. Вот в такой мы находимся печальной ситуации. К сожалению, политическая культура у нас развивается очень медленно. Это очень трудно. Всего несколько десятков лет назад был сталинизм, а после сталинизма стать страной с передовой демократией и гражданским самосознанием очень сложно. Вот так и идем мучительно медленно... И я счастлив, когда смотрю сейчас на молодежь – они на целую фазу впереди нас. Может быть, они допускают ошибки, не делают так, как мне бы хотелось, но, в любом случае, у них та степень свободы, креативности, которых нет у нашего поколения. Мы находились под постоянным давлением системы, государства. А это поколение родившихся после 2000-х растет в совсем иной, свободной среде.
Я обучаю студентов и хочу сказать, что да, конечно, среди этого поколения тоже есть ленивцы, как и в моем поколении, но гораздо больше талантливых, хороших детей, с блестящими способностями, таких я не встречал в своем поколении. Они необычайные дети, я просто радуюсь их свободному мышлению, они очень любознательны, это совсем другое поколение. И сколько бы ни старалась «Мечта»… Допустим, протащила она этот законопроект, допустим, укрепила свою диктатуру, смогла политической коррупцией мобилизовать своих сторонников, в тысячу говорящих голов вложила деньги – ведь огромные деньги идут на создание желаемого их общественного мнения, – но они не смогут остановить процесс становления свободной молодежи, вместе с ним будут открываться новые горизонты, новые парадигмы войдут в нашей жизни. Сколько бы они ни прыгали, они не смогут этому поколению противостоять, им с позором потом придется уйти.
Я это же пророчил через СМИ Мише Саакашвили, он тогда уже до такой кондиции дошел, что крах был неминуем. Если бы он чуть раньше и по-другому ушел, возможно, его возвращение не было бы таким проблемным, он сохранил бы какой-то моральный капитал. Но для грузина, вошедшего в азарт борьбы, ведь рационального мнения больше не существует.
Это же я посоветовал бы «Грузинской мечте». Но она уже переступила критическую черту. Это уже не исправить.
Форум