Accessibility links

Эка Агдгомелашвили: «Пребывающие в кризисе власти пользуются гомофобными настроениями в обществе»


Эка Агдгомелашвили
Эка Агдгомелашвили

В этом году впервые День святости семьи, совпадающий с Международным днем борьбы против гомофобии, объявлен грузинскими властями выходным днем. В Тбилиси ГПЦ и представители власти присоединились к многочисленному шествию верующих с иконами и крестами в руках. Многие в оппозиции расценили это как попытку власти вытеснить с улиц не только борцов за права ЛГБТ, но и всех тех, кто там же протестует против закона об «иноагентах». Исследователь гендерных вопросов, член правления правозащитной НПО «Группа поддержки женских инициатив» (WISG) Эка Агдгомелашвили в интервью «Эху Кавказа» делится своими наблюдениями о том, как и с какой целью пребывающая в кризисе власть использует гомофобные настроения в обществе.

С утра граждан с Денем святости семьи спикер парламента Шалва Папуашвили поздравил с такими словами: «Наша Мать-Церковь выставила святость грузинской семьи и ее вечные ценности как щит». Там же он и от имени власти пообещал защищать святость семьи от опасностей. Разделяете ли вы мнение представителей правящей силы о том, что грузинской идентичности, традиционным семейным ценностям грозит опасность?

Усиление гомофобного нарратива всегда совпадает с кризисными периодами для власти

Это не первый случай в истории независимости Грузии, когда политические партии, власти пользуются существующими в обществе гомофобными настроениями. И усиление гомофобного нарратива всегда совпадает с кризисными периодами для власти. Такая волна была в 1999-2003 гг. Потом она возобновилась с 2007-го. И это несмотря на то, что были разные политические игроки, которые манипулируют этими вопросами.

Как видно, сегодняшней власти стало очень трудно, и поэтому она сменила риторику по этим вопросам. Об этом свидетельствует и начатое ими турне по регионам Грузии для обсуждения конституционных поправок [по защите семейных ценностей и прав несовершеннолетних]. Так власти стараются мобилизовать консервативно настроенных избирателей. Для правящей силы каждый голос стал важным, устроили охоту на голоса консервативных избирателей, которой сопутствует замаскированная попытка разжигать антизападные настроения в обществе. Это также очень нужно сегодняшней власти из-за избранного ею курса.

17 мая как День святости семьи впервые в этом году был объявлен выходным, хотя уже многие годы по решению ООН этот день отмечается как Международный день борьбы против гомофобии и всех видов трансфобии. Как может восприниматься западным цивилизованным сообществом такой сигнал из Грузии, когда страна стала кандидатом на вхождение в ЕС?

Церковь 17 мая объявила Днем святости семьи в 2014-м [спустя год после гомофобных погромов в 2013-м]. Почему нельзя было выбрать другой день? То, что этому дню придали именно такую форму – в виде поездок по городам, а не по церквям, указывает на попытку на пространственном уровне и на уровне дат заменить значение этого дня. Вот в прямом смысле идет физическая борьба, чтобы занять пространство, отнять этот день у тех людей, которые стараются показать обществу его символическое значение. Что гомофобия не является только проблемой квир-общества. Гомофобия – это социальная проблема, она не касается только членов ЛГБТ-сообщества, ненависть и нетерпимость распространяется и на членов их семей, на тех людей, которые поддерживают их.

Сегодняшнее шествие, вытесняющее других людей, походит на действия власти 29 апреля. Когда она устроила контр-акцию своему же народу, обществу. То же самое делает и на этот раз власть и церковь вместе.

Если в 2013-м мобилизацию радикально настроенных людей организовала ГПЦ, сегодня в этот процесс уже вовлечена власть

Если в 2013-м мобилизацию радикально настроенных людей организовала ГПЦ, сегодня в этот процесс уже вовлечена власть, она также заинтересована в том, чтобы эта акция выросла в масштабах.

По моим наблюдениям, для определенной части общества уроки 2013-2014 гг. стали явными, многие находящиеся там люди не разделяли такой насильственной политики. Одно что они имеют свое персональное отношение к квир-сообществу, к его представителям, но другое – форма, в какой они выражают это отношение.

Во время погромов в 2013 году многие там же выразили протест, а в последующие годы отказались от участия в таких шествиях. Радикально настроенных людей стало меньше. И я даже обратила внимание, как стараются заполнить в соцсетях опустевшие ряды, и как власть старается помочь церкви сделать сегодняшнее шествие масштабным.

Эка, вчера мы стали свидетелями заявлений супруги Иванишвили Эки Хведелидзе. Она поддержала закон об «иноагентах», заявила, что мать должна оставаться матерью, отец – отцом, а крест – священным символом веры. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе во время встречи с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом сказал ему, что руководство Эрдогана является «примером для всех нас». Мы видим, что роль церкви в сохранении грузинской идентичности выводится на новый уровень. Создают ли эти заявление опасность того, что Грузия вскоре может перестать быть секулярной республикой, станет более ортодоксальной?

Заявление Экатерине Хведелидзе я не стану комментировать по принципиальным соображениям – она не представляет власть. Что касается Кобахидзе и его заявлений, то в последнее время наша власть ведет очень четкий курс по поиску союзников, гомофобно настроенных политических лидеров и стран, которые проводят гомофобную политику, будь то Виктор Орбан в Венгрии или Эрдоган в Турции. И здесь стараются публично отстраниться от России, потому что она и так представляется центром притяжения для гомофобных стран.

Власти не занимаются вопросом детей школьного возраста, которые практически голодают, их не беспокоит крайняя бедность, в которой находится множество семей. Вот на этом фоне риторика власти о защите семьи – полное фарисейство

Представители «Грузинской мечты» в этом направлении очень сменили риторику. Это еще одно оружие для культивации гомофобных настроений, и все это преподносится как защита традиции, святости семьи и прочих вещей, которые звучат оскорбительно на фоне того, что власти не беспокоят проблемы одиноких матерей, судьбы пожилых людей, а также уехавших в эмиграцию женщин в контексте заботы о семье и ее целостности. И в этом же ключе власти не занимаются вопросом детей школьного возраста, которые практически голодают, их не беспокоит крайняя бедность, в которой находится множество семей. Вот на этом фоне риторика власти о защите семьи – полное фарисейство. Такими заявлениями, демагогией они пытаются найти опору внутри страны и за рубежом, чтобы провести свою пророссийскую политику и замаскировать смену геополитического курса страны, и чтобы оформить эту демагогию как заботу о традициях и суверенитете страны. Весь этот фарс, спектакль, который сегодня устраивает власть, служит одному: скрыть, как Грузия огромными шагами направляется к России.

Общество отвлекают от этого с помощью выдуманных, якобы идущих с Запада опасностей, которые угрожают грузинской идентичности, суверенитету страны. И при этом ничего не говорят о том, какие реальные опасности исходят от России, чьи военные сегодня стоят на территории нашей страны.

Как вы думаете, насколько примет повестку дня «Грузинской мечты» та часть общества, которая выступает против принятия закона об «иноагентах»?

Не примет. Сегодня власть не сможет навязать свою демагогию протестующей молодежи. Это избиратель другого типа. Можно сказать, что они не гомофобы. Исследования показывают, что гомофобные настроения в обществе идут по наклонной. Могу сказать, что негативные настроения общества уменьшаются, особенно когда вопрос касается защиты прав ЛГБТ-сообщества. Потому завернутая в такую форму гомофобия не подействует на молодежь. В этом случае молодые люди и не являются целевой аудиторией для власти. Они сейчас работают на ту часть электората, которая настроена консервативно и у которой нет большого доступа к информации, и получают они ее в основном от проправительственных СМИ.

Вы профессионально занимаетесь социологическими исследованиями. С учетом того, что грузинское население относится к стареющим народам, будет ли расти число избирателей пенсионного возраста, старшего поколения, которое может быть легко подвергнуто пропаганде власти? И еще, насколько протестующая молодежь сможет на предстоящих выборах 26 октября изменить итоги голосования для последующей смены власти?

Дело не в том, сколько людей поверят пропаганде власти, а сколько нет. В большинстве стран мира, не только в Грузии, молодые люди настроены более либерально, чем старшее поколение. Это обычное дело. Проблемой является то, что молодые люди не идут на выборы. Я сомневаюсь, что на фоне такой активности в происходящем сегодня, молодые люди на этот раз откажутся от своего конституционного права, которое может изменить их судьбу и судьбу страны. Вот это важно. Я на это надеюсь, и поэтому считаю, что важнее процентных соотношений в электорате то, чтобы молодые люди осознали свою роль и дошли до избирательных урн со своими претензиями.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG