Accessibility links

Не время для красных линий


Владимир Путин, Джо Байден, Йенс Столтенберг и Олаф Шольц (коллаж)
Владимир Путин, Джо Байден, Йенс Столтенберг и Олаф Шольц (коллаж)

Все больше стран-членов НАТО склоняются к мысли, что необходимо отказаться от принципа неприкосновенности российской территории, если целью является победа Украины. Впрочем, хоть и наметился положительный для Киева сдвиг в этом вопросе, налицо еще одна серьезная проблема: годы относительной стабильности после окончания холодной войны настолько снизили потенциал европейского военно-промышленного комплекса, что на его восстановление могут уйти годы.

Украина все еще может победить, но для этого Запад должен существенно нарастить военную помощь. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, прибывший в Прагу на неформальную встречу министров иностранных дел альянса, дал понять: нынешняя стратегия перестает работать, поскольку Россия сумела адаптироваться и обладает куда большими резервами, чем Украина. Если Запад продолжит проводить политику ограничений в поставках оружия и его использования, то Владимир Путин в итоге победит.

«Украина продолжает отважно сражаться, но вызовы, с которыми она сталкивается, велики и продолжают расти. Украина все еще может победить, но только при условии продолжения мощной поддержки со стороны союзников НАТО. Поэтому во время саммита НАТО в июле мы планируем сделать нашу поддержку более крепкой, это будет включать более активную роль НАТО в координации оборонной помощи и обучении, а также многолетние финансовые обязательства. Для союзников пришло время пересмотреть некоторые ограничения на использование предоставленного Украине оружия».

Инициатива Столтенберга обретает все больше сторонников. Так, глава чешского МИДа Ян Липавский заявил, что его страна присоединяется к группе союзников Украины, которые не возражают против использования поставленного ими оружия по целям на территории России:

«У Чешской республики в принципе нет проблем с применением ее вооружений против российских целей. Чехия не должна диктовать политику своим союзникам, но поскольку российские военные запускают ракеты с самолетов, лучше пытаться сбивать самолеты, а не выпускаемые ими ракеты. Страны НАТО должны полагаться на нормы международного права, и в соответствии с ними Украина очевидно имеет право на защиту от воздушных ударов по своей территории».

Американская пресса отмечает, что и в Белом доме буквально в шаге от того, чтобы отменить запрет на использование переданных вооружений для ударов по российской территории.

Однако Вашингтон беспокоят последние атаки ВСУ и ГУР на российские системы раннего предупреждения. Это, по мнению американских политиков и военных, может привести к серьезной дестабилизации в вопросе ядерного паритета. Объекты в Краснодарском крае и под Орском, атакованные украинскими беспилотниками, являются частью системы ядерного сдерживания, и если российские средства раннего предупреждения будут ослеплены украинскими атаками хотя бы частично, это может повредить стратегической стабильности между Вашингтоном и Москвой.

«Россия может подумать, что у нее снизилась способность обнаруживать раннюю ядерную активность против нее, и тогда это может стать проблемой. Всем должно быть очевидно, что у Соединенных Штатов нет намерений использовать ядерное оружие против России»,пишет издание The Washington Post со ссылкой на представителя администрации США.

В Кремле, со своей стороны, заявили, что США, НАТО и некоторые европейские страны поощряют Украину продолжать то, что в Москве назвали «бессмысленной войной», обвинив Запад в эскалации напряженности в последние недели.

«Страны-члены Североатлантического альянса – США, в частности, другие европейские столицы – в последние дни и недели приступили к новому витку эскалации. Они делают это сознательно. Мы слышим много воинственных заявлений, способных спровоцировать новый уровень напряженности. Мы понимаем, что эта негативная тенденция в их подходе сохраняется. Они всячески поощряют Украину продолжать эту бессмысленную войну. Они сами полны решимости продолжать войну с нами, войну как в прямом, так и в переносном смысле. Все это, конечно, неизбежно будет иметь последствия и в конечном итоге нанесет очень большой ущерб интересам тех стран, которые встали на путь эскалации», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

При этом США и Европа на фоне призывов усилить военную поддержку Украине испытывают серьезные трудности с наращиванием производства артиллерийских боеприпасов и ракет, в которых украинская армия испытывает серьезный дефицит. Еще в январе ЕС признал, что не выполнил свое обещание предоставить Украине миллион снарядов к марту 2024 года. 15 марта было выделено 500 миллионов евро на наращивание производства. Однако главным препятствием на сегодняшний день является то, о чем еще недавно никто не задумывался, – нехватка взрывчатых веществ.

Чтобы достичь цели и производить два миллиона снарядов в год к концу 2025 года, Европе необходимо серьезно нарастить производство взрывчатых веществ. Схема, о которой идет речь, – «Акт в поддержку производства боеприпасов» – подразумевает, что на эти цели пойдет три четверти финансирования, то есть около 370 миллионов евро.

По данным издания The Economist, проблема в том, что производители взрывчатки не уверены в возможности наращивания производства. Окончание холодной войны привело к резкому падению спроса на оружие и вынудило многих европейских производителей взрывчатых веществ сократить масштабы производства или попросту закрыться. На сегодняшний день последний крупный производитель в Европе находится в Польше. В других странах большинство государственных предприятий были либо приватизированы, либо законсервированы.

Так, немецкий оборонный концерн Rheinmetall, один из главных поставщиков боеприпасов, строит комплекс по производству взрывчатых веществ в Венгрии, но производство начнется не раньше 2027 года.

Еще одна проблема в поставках критически важного сырья, например, химических прекурсоров. По словам экспертов, особенно сложным может оказаться снабжение азотной кислотой, важнейшим ингредиентом для производства взрывчатых веществ, а также нитроцеллюлозой – основой большинства военных ракетных топлив.

Уязвимы и цепочки поставок: хлопковые катышки – вид волокна, который является еще одним ключевым ингредиентом нитроцеллюлозы, – в основном импортируются из Китая.

Впрочем, риторика европейских правительств оптимистична. По прогнозам, к концу 2024-го годовой объем производства снарядов в ЕС достигнет по меньшей мере 1,4 миллионов штук (по сравнению с примерно 500 тысячами годом ранее). Однако сейчас, когда летнее наступление России идет полным ходом, это недостаточно быстро, чтобы помочь изголодавшимся по снарядам украинцам.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG