Accessibility links

Грузинский день в американском Конгрессе


В Грузии продолжают обсуждать слушания в Конгрессе, прошедшие в рамках Хельсинской комиссии и посвященные ситуации в Грузии. Для обсуждения законопроекта MEGOBARI Act американские конгрессмены пригласили двух представителей грузинского гражданского сектора – Наталию Сабанадзе и Вано Чхиквадзе. Их критику представители «Грузинской мечты» восприняли как предательство. Оппоненты власти, напротив, остались удовлетворены и их выступлениями, и заявлениями других докладчиков.

Сигнал, который послали американским законодателям представители Грузии – бывший посол Грузии в ЕС Наталья Сабанадзе и представитель Фонда гражданского общества Вано Чхиквадзе, – был кратким и прямолинейным: грузины понимают, что должны сами бороться за евроатлантическое будущее своей страны, но без помощи стратегического партнера не обойтись, потому что парламентское большинство и «Грузинская мечта» стараются заглушить критический голос общественности законом об «иноагентах» и сталинскими репрессивными методами. Выходом из ситуации Сабанадзе назвала индивидуальные визовые и финансовые ограничения против представителей правящей силы.

В Грузии многим оппонентам власти показалось, что это мнение полностью разделили американские конгрессмены. Ведь инициатор законопроекта, глава Хельсинкской комиссии, республиканец и конгрессмен Джо Уилсон заявил, что США не оставят без ответа антидемократические действия и что закон об «иностранных агентах» – это верхушка айсберга антидемократического курса грузинского правительства.

Еще один конгрессмен, демократ Стив Коэн на слушаниях вспомнил о своем визите в Грузию 2012 году, когда президент Саакашвили, по его словам, управлял пенитенциарной системой драконовскими методами, а Бидзина Иванишвили оставлял впечатление «хорошего реформатора». Коэн также напомнил, что Иванишвили держит в руках власть уже 12 лет: «Он не премьер-министр и не президент, но он реальный правитель». Как специальный представитель ОБСЕ по делам политзаключенных, Стив Коэн выразил обеспокоенность по поводу состояния Саакашвили, назвав его политзаключенным.

А бывший посол США в Грузии Уильям Кортни во время дебатов в Конгрессе нарисовал нерадужную картину будущего Грузии:

«Если выборы в октябре будут сфальсифицированы, то в Грузии может произойти еще одна цветная революция».

Долгосрочные миссии наблюдателей на выборах и персональные санкции против авторов закона об «иноагентах» – вот две главные рекомендации американским конгрессменам от бывшего посла Грузии в ЕС, старшего исследователя британского аналитического центра Chatham House Наталии Сабанадзе. Она поправила конгрессмена Коэна в том, что президента Саакашвили держат не в тюрьме, а в клинике, и обращение с ним не вызывает претензий даже у Страсбургского суда; но это не спасло Сабанадзе, как и Чхиквадзе, от нападок со стороны представителей «Грузинской мечты».

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе сравнил их с советским большевиком Серго Орджоникидзе:

«То, что мы вчера видели в Конгрессе, – была обыкновенная измена. Вчера Вано и Наталия говорили о Грузии [как современные] Серго Орджоникидзе – это была обыкновенная большевистская измена».

Глава парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Мака Бочоришвили возмутилась, почему для получения достоверной информации в Конгресс не пригласили действующих послов Грузии, членов «Грузинской мечты» или, на худой конец, оппозиционных депутатов. Бочоришвили поблагодарила Хельсинкскую комиссию «за такой открытый урок по люстрации»:

«Глядя на приглашенных в Конгресс грузин, задаюсь вопросом, за какую цену можно себя загнать в такую ситуацию – показывать в прямом эфире гражданам страны, паспорт которой у тебя в кармане, как ты предаешь их».

Напомнили представители власти и о том, что Наталья Сабанадзе сначала служила дипломатом в команде Саакашвили, и, умолчав о ее работе послом при «Грузинской мечте», приписали ей членство в партии бывшего премьер-министра Георгия Гахария «За Грузию». Там в ответ заявили, что Сабанадзе никогда не состояла в их партии, но какое-то время была советником по внешним вопросам, – потому они полностью разделяют ее мнение, высказанное в Конгрессе.

В вопросе санкций согласились с Сабанадзе и в «Нацдвижении», возмутившись однако по поводу того, что она не считает Михаила Саакашвили политзаключенным и оценила число сторонников экс-президента в 10-15%.

В других оппозиционных партиях заметили, что депутаты «Грузинской мечты» часто повторяли, что не заслуживают санкций. В частности, на это обратил внимание генсек «Лело» Ираклий Купрадзе:

«В течение месяца Бидзина Иванишвили обнадеживал членов свей партии, в том числе депутатов-мультимиллионеров, что санкций не будет. Этот представление меняется. Теперь в «Грузинской мечте» не скрывают свои страхи, жалуются, не понимают, почему они должны попасть под санкции, и говорят, что все это несправедливо. Единственное, что пугает «Грузинскую мечту» и Иванишвили, это безопасность украденных ими из бюджета финансов. Санкции неминуемы».

В том, что заявления во время дебатов в Конгрессе напугали власть, уверена и нефракционный депутат Тамар Кордзая:

«Бидзина Иванишвили и его бандитская группировка убирают почву из-под демократии, в ответ демократические государства не продолжат отношения в прежнем режиме, этого они и боятся, и в то же время прибегают к манипуляциям. Но у них ничего не получится».

Бывший замминистра обороны, основатель Центра стратегического анализа Нодар Харшиладзе обратился к главе парламентского комитета по евроинтеграции Маке Бочоришвили:

«Когда Россия хвалит, а Запад критикует, вашим словам уже никто не поверит. Когда вы говорите, что это измена родине, нужно хорошо отличать страну и партию. Грузия – это государство с тысячелетней историей. «Грузинская мечта» – лишь временное, довольно болезненное явление. Не приравнивайте Грузию к вашей партии. Вы обычные коррумпированные чиновники. Критика в ваш адрес – это не измена стране, а борьба за ее развитие».

Между тем накануне представитель Госдепа Мэтью Миллер сообщил, что индивидуальные санкции США в отношении Грузии «пока не объявлены», но Вашингтон, по его словам, не будет колебаться в этом вопросе. О пересмотре визовой либерализации заявляли не раз и представители ЕС. В Грузии многие не сомневаются, что вопрос санкций – это лишь вопрос времени их введения: до или после октябрьских парламентских выборов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG