Accessibility links

Пешки и главные козыри


Еще в июне 2005 года Александр Лукашенко провозглашал необходимость введения виз для пересечения грузинскими гражданами государственной границы Республики Беларусь
Еще в июне 2005 года Александр Лукашенко провозглашал необходимость введения виз для пересечения грузинскими гражданами государственной границы Республики Беларусь
ВЗГЛЯД ИЗ ВАШИНГТОНА---Официальный Минск оживил тему введения визового режима в отношениях с Грузией. Этот вопрос белорусское руководство поднимает не в первый раз. Еще в июне 2005 года Александр Лукашенко провозглашал необходимость введения виз для пересечения грузинскими гражданами государственной границы Белоруссии. Однако до практической реализации дело не дошло. Казалось бы, расхождения между Москвой и Минском в оценке признания абхазской и югоосетинской государственности делают белорусское и грузинское руководство ближе друг к другу. Вспомним хотя бы публичное выступление Михаила Саакашвили в белорусских СМИ. Политолог Сергей Маркедонов анализирует, что означает новый разворот Минска по отношению к Тбилиси?

Начиная с 1997 года, 2 апреля отмечается День единения народов Белоруссии и России. Нельзя сказать, чтобы в этот день народы двух государств в едином порыве отмечали бы этот праздник. Скорее всего, большинство «объединяемых» даже не подозревает о его существовании. Однако в календарях профессиональных интеграторов, а также высших должностных лиц в Москве и Минске 2 апреля помнят хорошо. Ведь с формально-юридической точки зрения Белоруссия – это не просто стратегический союзник РФ, как Армения или Казахстан. Это – часть общего образования, Союза, который для одних стал важным ресурсом экономической, а в конечном счете, и политической поддержки, а для других компенсаторным фактором за распад СССР и снижение влияния на постсоветском пространстве. И потому в этот день принято подводить итоги и строить планы на будущее.

В канун нынешнего праздника белорусская сторона подготовила российским партнерам хороший подарок. В предпоследний мартовский день зампред пограничного комитета Белоруссии Андрей Горулько, выступая на заседании международной конференции по вопросам трансграничного сотрудничества, заявил, что среди мер по унификации паспортно-визового режима стран - членов Таможенного союза предполагается и введение виз для граждан Грузии, намеренных прибыть на белорусскую территорию. По словам Горулько, эта проблема возникла из-за того, что территория республики стала каналом переезда в Россию нелегальных мигрантов.

Слушать
Взгляд из Вашингтона
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:10 0:00
Скачать




Как известно, Россия и Белоруссия не имеют специальных пунктов проверки на своей межгосударственной границе. Именно поэтому в российской столице Белорусский вокзал в шутку называли аэропортом «Москва-Тбилиси». Но если говорить серьезно, то незадолго до презентации пограничного чиновника белорусские стражи порядка объявили о возбуждении уголовного дела по статье «Организация незаконной миграции». Суть дела - незаконная помощь в переезде на территорию России нелегальных иммигрантов из Грузии. Правоохранители даже назвали конкретные цифры. В 2008-2010 гг. около полутора тысяч грузинских граждан использовали белорусский транзит для приезда в РФ.

И хотя Белоруссия - страна, в которой мнение парламента многое значит (вспомним, как Александр Лукашенко прикрывался народным мнением, откладывая вопрос о рассмотрении признания Абхазии и Южной Осетии), очевидно, что без санкции президентской администрации вопросы погранично-таможенного контроля (равно, как и все другие) не стали бы предметом публичного обсуждения. Тем более что в один день с комментариями господина Горулько Национальный банк республики признал, что финансовая устойчивость Белоруссии во многом зависит от поступления нового российского кредита. А здесь еще и повод в виде праздника. Например, два года назад очередная годовщина «единения» была подпорчена отказом Минска от признания двух бывших грузинских автономий «здесь и сейчас».

Впрочем, инициатива белорусских властей не означает полного разрыва отношений с Грузией. Во-первых, всю процедуру надо еще довести до практического воплощения. Сказать – не то же самое, что сделать. Во-вторых, введение виз – это не полное закрытие границы. К этой бюрократической процедуре можно приспособиться и даже найти какие-нибудь способы ее упрощения. Лукашенко, по крайней мере, пока не делает самого главного – признания новых реалий, сложившихся на Южном Кавказе в 2008 году. Визовый вопрос становится для него той пешкой, жертвуя которой он сохраняет лицо. Жертвуя малым, он держит козыри в своих руках. И России на уступки пошел, и мосты с Западом не сжег. И Тбилиси всегда можно объяснить, что визы – это итог жесткого давления Москвы, и российскому руководству дать сигнал, что в условиях уязвимости со стороны ЕС сделал все, что мог.
XS
SM
MD
LG