США прямо обвинили грузинские власти в распространении фейковых новостей и предупредили «Грузинскую мечту» о тяжелых последствиях в случае продолжения антизападной риторики и исполнения закона об «иноагентах». Об этом вчера говорили в Палате представителей Конгресса, сегодня в Госдепе, и продолжат 30 июля в сенате. «Грузинская мечта» все еще полагает это «недоразумением», которое должно разрешиться само собой после президентских выборов в США.
Вашингтонский журналист Алекс Рауфоглу несколько минут тщетно уговаривал представителя Госдепа США Мэтью Миллера на традиционном брифинге назвать имена тех грузинских чиновников, силовиков и их близких, которые попали под визовые ограничения из-за подрыва демократии и принятия закона об «иноагентах». Журналист, освещающий события на Южном Кавказе, не мог понять, почему в апреле при аналогичных визовых ограничениях имена четырех грузинских судей Госдепом были оглашены, а сейчас – нет. Тем более, что, как сетовал Рауфоглу, грузинские власти все эти заявления всерьез не воспринимают:
«Они [грузинские власти] говорят даже о том, что от вас ждут [действий]. Согласно их последним заявлениям, они говорят о том, что администрация Трампа придет и все прояснится. Они вносят в черный список грузин, воюющих на Украине. Почему вы надеетесь, что они открыты для пересмотра своей позиции?», – спросил журналист Рауфоглу Мэтью Миллера:
«Итак, если вы посмотрели на действия, которые мы предприняли, мы ясно дали понять, что будем судить правительство Грузии по его политике, и что наша политика будет зависеть от действий, которые оно предпримет. И поэтому вы видели, как госсекретарь объявил о пересмотре наших отношений с Грузией. Вы видели, как он выступил против первоначальных ограничений, первоначальных санкций в отношении должностных лиц в Грузии. Этот пересмотр с Грузией продолжается».
Чиновник дал понять, что власти США стараются до конца исходить из того, что надежда умирает последним:
«Мы всегда надеемся, что любая страна, которая начинает отступать от демократических мер или от европейско-атлантической интеграции, что они изменят курс, особенно когда вы видите, что люди этой страны говорят, что они хотят изменить курс. Но в то же время, когда мы надеемся, что они внесут изменения, мы разрабатываем нашу политику, понимая, что они могут и не сделать этого, и это то, что вы видели, как мы делаем».
Ссылаясь на закон, Меттью Миллер отказался называть имена попавших под санкции грузинских чиновников. Не стал он раскрывать информацию о том, когда следует ожидать второго этапа американских санкций.
О том, что они могут быть объявлены еще до парламентских выборов в Грузии, заговорили после состоявшихся накануне комитетских слушаниях в Конгрессе и в заявлениях представителя Госдепа во время дискуссий в Центре Карнеги в Вашингтоне. О громких заявлениях в адрес грузинских властей от заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Йюри Ким рассказал в соцсети X Алекс Рауфоглы:
«Когда вы утверждаете, что существует партия глобальной войны, которая хочет навредить Грузии – это фейковые новости!!!», – сказала входе дискуссии Йюри Ким. Она же отметила, какую опасность таит в себе заигрывание правительства «Грузинской мечты» с Китаем:
«Учитывайте тот факт, что существует множество сообщений о том, как Китайская Народная Республика использует технологии, использует кредиты, долговые ловушки, использует свое участие в инфраструктурных проектах для создания зависимостей, которые в конечном итоге не приносят пользы местному населению, спросите жителей Черногории, каково это – попасть в долговую ловушку».
По словам Ким, невозможно говорить о евроатлантическом курсе и в то же время не следовать призывам своего народа и партнеров-друзей, и поступать так, как «это делает Россия, и чего хочет Россия».
«Это безумие, особенно когда 20% страны оккупировано Россией», – заключила Йюри Ким.
Но в «Грузинской мечте» в ответ продолжают сетовать на несправедливость некоторых сил в США и верить, как исправится ситуация, когда на выборах в начале ноября в Штатах победит Дональд Трамп, а 26 октября после парламентских выборов нынешняя власть получит конституционное большинство. Депутат правящей партии Майя Битадзе не скрывала обиды на западных партнеров:
«Правительство Грузии не раз доказывало, что оно действительно стратегический партнер США. И мы ждем того же от Соединенных Штатов. Они тоже постараются перезагрузить это отношения. Нам очень нужно начать отношения с чистого листа. Все это обидно, но я надеюсь, что это не мнение всего политического спектра в Америке. Бывает, что определенные политические фигуры предвзяты, и в США, и в ЕС».
Светлое будущее обещал грузинскому обществу и министр юстиции Рати Брегадзе:
«При «Грузинской мечте» грузино-американские отношения достигли высочайшей отметки. В любых отношениях бывают маленькие недоразумения. А у наших отношений такой большой потенциал, так много ресурсов, что я уверен, очень скоро уровень отношений поднимется еще выше».
Оппоненты власти, напротив, считают, что отношения продолжают портиться. И по всей вероятности, это продолжится до октябрьских выборов, предполагает депутат «Лело» Саломе Самадашвили:
«В Вашингтоне о режиме Бидзины Иванишвили говорят практически теми же словами, которые используются в отношении режима Владимира Путина. Задача лучших друзей грузинского народа на Западе – сохранение шанса для демократии в Грузии. И чтобы грузинский народ демократическими методами смог установить контроль над своим будущим».
Все эти дни многие грузинские наблюдатели тщетно пытаются убедить власть в ошибочности ее надежд на то, что критика из Вашингтона сойдет на нет в случае победы на президентских выборах кандидата от республиканской партии Дональда Трампа. В «Грузинской мечте» игнорируют тот факт, что автором самых жестких санкций против правящей партии является республиканец Джо Уилсон, и что законопроекты о санкциях против грузинских властей поддерживают и демократы-конгрессмены. Специалиста по международным отношениям, старшего исследователя Фонда Рондели Торнике Турманидзе настораживает и другой предвыборный тезис власти:
«Речь идет о так называемом нейтралитете. При этом игнорируется тот факт, что невозможен нейтралитет для страны, часть территорий которой оккупирована другим государством. Потому ни в случае Украины, ни в случае Грузии страна не может быть нейтральной. Мы видим, что в этом направлении аффилированные с властью лица недавно учредили даже какую-то организацию («Единая нейтральная Грузия»), провластная пропаганда помогает ей поднять тему нейтралитета. Но объявление нейтралитета будет означать, что Запад прекратит помощь Грузии (и Украине, если она откажется от вступления в НАТО, как на этом настаивает РФ). Грузия останется один на один с Россией», – считает Турманидзе. Это, по его словам, облегчит России превращение Грузии в своего сателлита.
Форум