Алан Гаглоев назначил нового главу администрации президента. Им стал Алан Алборов – бывший спикер парламента. Соответствующий указ был опубликован на официальном сайте президента 22 июля.
«В соответствии с пунктом 8 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия назначить Алборова Алана Юрьевича руководителем администрации президента РЮО», – говорится в документе.
О предстоящей кадровой ротации спикера парламента Алана Алборова и руководителя Администрации президента Алана Маргиева в доме правительства заговорили задолго до начала парламентской кампании. Но, как отмечают наблюдатели, по мере приближения выборов предпочтения Алана Алборова стали меняться, он начал примеряться к креслу председателя правительства. Именно с этим они связывают задержку с назначением главы администрации. В противном случае, полагают эксперты, оно состоялось бы месяц назад сразу после избрания Алана Маргиева спикером на первой сессии парламента.
Впрочем, Алборов всегда тяготел к исполнительной власти. В 2013 году, когда он занимал пост мэра Цхинвала, президент Тибилов поручил ему возглавить партию «Ныхас», но участия в парламентских выборах 2014 года он не принимал.
Переход на политическое поприще был для него вынужденным. После победы на президентских выборах в 2017 году Анатолий Бибилов уволил Алборова с должности градоначальника столицы, и до парламентских выборов 2019 года он занимался предпринимательской деятельностью. «Ныхас» тогда находилась на стадии затухания. Если в 2014 году при административной поддержке ей едва удалось преодолеть семипроцентный барьер (7,47% голосов избирателей), то на выборах 2019 года шансы партии на успех выглядели и вовсе призрачно.
Второе дыхание «Ныхас» получила благодаря стечению обстоятельств, от нее не зависящих. Минюст отказался регистрировать партию Алана Гаглоева «Аланский союз», а над «Новой Осетией» Давида Санакоева нависла угроза закрытия. Оппозиционеры предложили Алборову объединиться под знаменами «Ныхас» и вместе идти на выборы. Сообща они набрали 14,37% голосов избирателей.
Так Алан Алборов стал депутатом, а после победы Алана Гаглоева на президентских выборах – спикером парламента, но опять же он всегда тяготел к исполнительной власти.
В команду президента Тибилова капитан таможенной службы Алан Алборов попал как креатура тандема начальника СВР Сослана Гатикоева и министра внутренних дел Ахсара Лавоева. Сначала на должность начальника ЖКХ, а затем – первого заместителя главы администрации Ленингорского района. В 2013 году президент Тибилов назначил Алборова мэром Цхинвала.
Алан Гаглоев, по уверениям спикеров, был не против сменить главу правительства Константина Джуссоева на Алана Алборова. Он в некоторой степени тяготился чиновником, по сути, навязанным ему влиятельным родственником – Арсеном Гаглоевым. В последнее время, как отмечают наблюдатели, президент считает, что уже закрыл долги за поддержку на президентских выборах и теперь волен проводить кадровую политику самостоятельно, без оглядки на тех, кто преодолел для него кураторский запрет на участие в выборах.
Напомним, в опалу Алан Гаглоев попал после президентских выборов 2017 года, когда технический кандидат в нарушение договоренностей повел настоящую избирательную кампанию и набрал неожиданные 10,2% голосов. После этого ему запретили участвовать в парламентских выборах 2019 года. Перед выборами 2022 года запрет сняли благодаря стараниям Арсена Гаглоева.
Впрочем, смещение премьера Константина Джуссоева и назначение Алана Алборова не одобрила Москва. В пользу Джуссоева – его коммуникативность и деловые качества, плюс крепкие позиции в кураторском коллективе. Ничего такого в активе Алборова нет, кроме тянущегося за ним шлейфа компрометирующих историй, включая недавнее задержание на границе с грузом контрабандного оружия и табачных изделий.
Константин Джуссоев никогда не воспринимался командой Гаглоева как человек из их круга, но как привлеченный со стороны. В окружении президента была определенная ревность по поводу того, что на должности, где сосредоточен значительный контроль над инвестиционными проектами и денежными потоками, сидит кто-то не из их числа. С другой стороны и кандидатура Алборова окружение президента не устраивала: у Алана Юрьевича прямой контакт с Гаглоевым, и в отличие от прочих он может принимать самостоятельные решения, то есть влиять на Алборова у них бы не получилось.
В этом, отмечают наблюдатели, главный плюс нового главы администрации – он может принимать решения автономно и даже имеет влияние на президента, в отличие от своего предшественника Алана Маргиева, который не мог решить ни одного вопроса, и его единственным ответом было «хорошо, я доложу президенту».
Еще одно обстоятельство в пользу назначения Алборова руководителем администрации президента: дистанцировавшись от избирательной кампании, он один из немногих в окружении Гаглоева, кто не испортил отношений с оппозицией.
Говоря о возможных планах на будущее, эксперты указывают то, что после неудавшейся попытки возглавить исполнительную власть Алборов попытается нарастить влияние администрации на правительство, в идеале, как это было при Борисе Чочиеве в бытность президентом Леонида Тибилова.
Другое дело, что Алан Алборов получает в руки неработающий орган. Как отмечают эксперты, такой недееспособной администрации президента в Южной Осетии еще не было. Если Алборов хочет нарастить собственный политический вес, ему сначала придется провести в администрации аппаратную реконструкцию.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум