Николаишвили: "Негативно отношусь к институту суда присяжных"

Гела Николаишвили

ПРАГА---Мы продолжим тему с помощью нашего эксперта. У нас на линии прямого эфира по телефону из Тбилиси адвокат Гела Николаишвили.

Олег Кусов: Добрый вечер, батоно Гела. Как вы относитесь к идее расширения полномочий присяжных с тем, чтобы они могли рассматривать дела бывших и действующих чиновников?

Гела Николаишвили: Я могу сказать, что как юрист я негативно отношусь вообще к институту суда присяжных. Но если и бывшие, и нынешние власти посчитают введение суда присяжных приемлемым, то тогда к этому нужно подходить последовательно. Если суд присяжных может рассматривать, допустим, особо тяжкие преступления – убийство с отягчающими обстоятельствами, – то почему он не может рассматривать и другие дела? У меня к этому двойное отношение: с одной стороны, я вообще к этому институту отношусь отрицательно, но если он будет функционировать, то не в исключительных случаях, и если они доверяют обществу в одном случае, то должны доверять и в другом.

Олег Кусов: Батоно Гела, но мне кажутся довольно-таки резонными аргументы Отара Кахидзе, который говорит о том, что сейчас в обществе очень много говорится о прошлом чиновников в отрицательном смысле. Их называют и преступниками, и коррупционерами, и, как мне представляется, не всегда эти утверждения сопровождаются убедительными доказательствами. И вот в этой ситуации 12 присяжных, 12 жителей Тбилиси, которые ежедневно смотрят телевидение, слушают радио, как вы считаете, смогут ли они объективно разобраться в сложной юридической ситуации, конкретно в каждом случае?

Your browser doesn’t support HTML5

Гела Николаишвили: "Негативно отношусь к институту суда присяжных"


Гела Николаишвили: Во-первых, можно сказать, что течение девяти лет односторонняя информация и "промывание" мозгов происходили именно при прежней власти, и именно другую, противоположную оценку граждане Грузии не имели возможности узнать из телевидения. Поэтому такая опасность если и существовала, то существовала именно во время действия прошлой власти. Что касается нынешней ситуации, то граждане Грузии могут услышать совершенно противоположные мнения, потому что представители бывшей власти имеют довольно существенные рычаги, которые остались, в том числе и телевидение. Им принадлежит, например, "Рустави 2" – мощное пропагандистское оружие. Во-вторых, если, допустим, и слышны такие оценки (небезосновательные), то сейчас ввели в законодательство новшество, когда журналисты смогут с камерами присутствовать на заседаниях суда, и эти заседания будут транслироваться по телевидению. Люди смогут сами оценивать, насколько весомыми являются доказательства, или они являются только домыслами и вымышленными обвинениями. Поэтому я тут опасности не вижу.

Олег Кусов: Батоно Гела, а ведь в этом случае общественное мнение будет давить на присяжных, если процессы будут транслировать в прямом эфире?

Гела Николаишвили: Наоборот, если на процессах не будут представлены убедительные доказательства, это будет давить на общественность, мол, вот, у прокуратуры, у стороны обвинения нет веских доводов против них, и это просто слухи и сплетни, на которые они опираются, и в таком же порядке это будет действовать и на суд присяжных.

Олег Кусов: Спасибо за участие в нашей программе. Я напомню, что это был адвокат Гела Николаишвили, который рассуждал об идее расширения полномочий присяжных заседателей.