"Мозоль" в отношениях с Сухуми и Цхинвали

Большинство получателей нейтрального паспорта приезжали в грузинские города за медицинской помощью

За последние пять месяцев 25 жителей Абхазии получили нейтральные удостоверения. Согласно статистике Гражданского реестра Грузии, после смены правительства число заявок на нейтральные документы сократилось почти в два раза.

За полтора года существования положения о нейтральных документах Гражданским реестром было выдано чуть больше 200 удостоверений и паспортов. Основными получателями этих документов были жители Абхазии, и лишь восемь человек, живущих в Южной Осетии, взяли нейтральные удостоверения личности.

Большинство получателей приезжали в грузинские города за медицинской помощью. Госминистр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили объясняет, что до недавнего времени наличие нейтрального паспорта являлось обязательным условием для бесплатного лечения жителей самопровозглашенных республик в грузинских клиниках. По словам госминистра, это требование снято, потому и наблюдается резкий спад желающих получить нейтральные удостоверения личности.

Your browser doesn’t support HTML5

"Мозоль" в отношениях с Сухуми и Цхинвали


"Это показывает, что новое правительство на самом деле перестало настаивать на том, чтобы люди, которые приезжают на лечение в Тбилиси и другие города Грузии, получали медицинское обслуживание взамен на обязательство взять эти документы", – говорит Закареишвили.

Долгое время ситуация с паспортами являлась раздражающим фактором в отношениях между Тбилиси и Сухуми. Руководство де-факто республики опасалось, что внедрение этих документов будет сопровождаться введением дополнительных ограничений на поездки жителей Абхазии за рубеж.

Предыдущему грузинскому руководству удалось добиться признания нейтральных документов со стороны 11 стран, в том числе Соединенных Штатов, Японии, Израиля и еще семи европейских государств. За пять месяцев после смены правительства лишь одна страна – Эстония – признала нейтральные паспорта, и случилось это в ноябре прошлого года, то есть всего через месяц после выборов. Несколько стран отказались признавать эти документы. Некоторое число государств все еще в процессе рассмотрения вопроса, и правительство поддерживает с ними связь, сообщил Закареишвили.

"На нынешнем этапе это одна из тем, но она не центральная. Она рассматривается наравне с остальными темами, – говорит госминистр. – Мы считаем, что у жителей Абхазии и Южной Осетии должен быть выбор, должна быть альтернатива. Если они не хотят брать грузинские документы, мы должны предложить им иные документы, которые их, может быть, меньше будут раздражать".

Для прошлого руководства страны тема нейтральных документов была одной из наиболее приоритетных. На продвижение признания паспортов, а позже – налаживание всех технических вопросов, бросили силы сразу нескольких госведомств.

"Это никогда не было принудительной нормой. Я хочу сделать на этом особый акцент, потому что были люди, которые думали иначе, – говорит бывший замминистра по вопросам реинтеграции Ираклий Порчхидзе. – Это просто давало людям новые возможности, и в этом, наверное, была красота всего этого процесса".

Сокращение количества заявок на нейтральные документы Порчхидзе объясняет ужесточением режима перехода абхазской административной границы, что по времени совпало со сменой грузинского руководства. А без явки в региональный офис Гражданского реестра Грузии человек не может получить нейтральный документ.

С другой стороны, говорит Порчхидзе, снижение числа желающих можно объяснить и тем, что у нового правительства пока просто не доходят руки до столь трудоемкого вопроса.

"Ведь это надо с каждой страной – так как это суверенная компетенция – проводить переговоры, и после этого приходится начинать еще и технические процедуры. Так что, если нет воли, нет сконцентрированных действий (всего правительства), то это становится просто декларативной нормой, а в реальности ничего происходить не будет", – сказал Порчхидзе.

Каково истинное отношение новых властей к нейтральным документам, не могут понять даже опытные эксперты. Гоги Хуцишвили, к примеру, предполагает, что новое правительство, возможно, радо было бы и вовсе избавиться от этой "мозоли" в отношениях с Сухуми и Цхинвали:

"Но я понимаю, почему в данный момент новое правительство не делает таких резких движений: любое резкое движение дает критикам и противникам новый повод для возмущения", – говорит основатель Международного центра по конфликтам и переговорам.

Кроме этого, по словам Хуцишвили, мгновенная ликвидация положения о нейтральных документах, скорее всего, вызвала бы негативную реакцию со стороны тех государств, что уже успели признать эти паспорта. К этому в правительстве Иванишвили, похоже, тоже не готовы.