Каха Гоголашвили: «Грузии нужна очень сильная новая стратегия»

Директор Центра европейских исследований политолог Каха Гоголашвили

ПРАГА---Мы продолжаем тему в прямом эфире с директором Центра европейских исследований политологом Кахой Гоголашвили из Тбилиси.

Кети Бочоришвили: Батоно Каха, лично мне кажется, что власти Грузии либо играют в какую-то игру, которую пытаются скрыть от общественности, либо занимаются самообманом. Мне, вообще, плохо представляется, как Москва может, грубо говоря, клевать на такую наживку. Мы уже столько времени об этом говорим, а вопрос все равно остается. Каковы ваши убеждения, чего Грузия добьется такими попытками работать на ваших и на наших?

Каха Гоголашвили: Очень сложный вопрос, но, наверное, с самого начала просчет заключался в том, что Грузия практически без какого-то конкретного плана начала эти консультации, переговоры с Россией. Не было конкретного направления, или не было ясно, чего ожидает Грузия в результате этой политики, т.е. стратегия на самом деле заключалась только в тактике. Надо вести с Россией переговоры, но о чем и где – вот указатель, к которому мы должны идти. Что является конечной целью этих переговоров, какого статуса мы добиваемся в наших отношениях и т.д. – этой стратегии не было и нет до сих пор. Я думаю, что это тактическая попытка не обострять отношений с Россией, по мере возможностей улучшить экономические отношения и добиться лучшего климата, при котором Грузия, может быть, добьется каких-то подвижек, в том числе и по вопросам Абхазии и Южной Осетии. Однако, как мы видим, со стороны России происходит абсолютное игнорирование интересов Грузии, и Россия применяет в свою пользу этот формат двусторонних отношений.

Your browser doesn’t support HTML5

Каха Гоголашвили: «Грузии нужна очень сильная новая стратегия»

Чего добивается Россия – это более ясно и четко, потому что она хочет уменьшить напряженность вокруг грузинского вопроса, международный интерес вокруг этого вопроса, и добивается какого-то нового статус-кво, при котором Грузия вроде бы уже не проявляет особых претензий к России, т.е. статус-кво в ее позиции на международной арене. В конечном счете Россия недавно пошла на новый шаг, т.е. интегрирование Абхазии с Россией. Фактически это шаг, абсолютно лишенный логики. Переговоры, которые ведутся с Россией, может быть, не ставят конкретной целью урегулирование абхазской проблемы, но в любом случае это абсолютное игнорирование позиции партнера (если можно так считать), который идет на сближение, на какое-то улучшение отношений, во всяком случае, на какую-то нормализацию. Фактически Россия этим показывает, что ее интересы в любом случае будут осуществляться, а Грузия должна уступать во всех вопросах.

Кети Бочоришвили: Может быть, тогда правы те, кто считает, что уже хватит заигрывать с Москвой?

Каха Гоголашвили: Я думаю, что Грузия должна как-то отреагировать и пересмотреть свою политику. Мне трудно сказать, так как я не стратег. Нужно серьезно разработать настоящие стратегии действий в отношении Москвы, где должны применяться все инструменты политики, и на международной арене должна наблюдаться большая активизация, и применять все возможные каналы для того, чтобы как-то воздействовать на ситуацию. В любом случае, я думаю, что Россию не устраивает независимость ни Абхазии, ни Южной Осетии, потому что в конечном счете это влияет на ее безопасность и стабильность, особенно на Северном Кавказе. Вместо того чтобы разговор пошел в сторону того, чтобы, может быть, интегрировать или реинтегрировать на каких-то условиях Абхазию и Южную Осетию, – об этом речи вообще не идет. Россия решила пойти еще дальше в своих попытках аннексировать Абхазию – и, возможно, то же самое произойдет с Южной Осетией – и таким образом решить свои собственные проблемы. Так что Грузии нужна очень сильная новая стратегия, которая предотвратит такую агрессивную политику, во всяком случае, остановит эту агрессию России против страны.

Кети Бочоришвили: Тогда и нельзя проводить аналогии с Украиной, как это делают некоторые ваши коллеги, ведь встречи Порошенко и Путина тоже не приносят никаких результатов, несмотря на то, что в них вовлечено практически все международное сообщество.

Каха Гоголашвили: Мы не должны забывать, что между Россией и Украиной идет практически война, и их встречи необходимы для того, чтобы война прекратилась. Конечно же, Порошенко не собирается уступать России ни в территориальных вопросах, ни в каких-либо других, касающихся именно территориальной целостности и суверенитета Украины – здесь не идет разговор об этих компромиссах. А Грузия как будто бы работает не в том направлении с Россией, т.е. мы идем вроде бы на нормализацию, на экономические отношения, что совершенно не касается статуса наиболее важных вопросов. В принципе, результаты уже показали, что эта схема не работает, т.е. несмотря ни на какое улучшение экономических отношений с Россией, в продвижении самых острых вопросов по Абхазии и Южной Осетии она терпит неудачу и деградацию.