В Цхинвале прошла международная конференция «Кавказ в условиях глобальных вызовов и угроз». Организаторами выступили Югоосетинский государственный университет и Российский институт стратегических исследований, учрежденный в 2012 году экс-президентом России Дмитрием Медведевым.
После недавнего ток-шоу на Первом канале российского телевидения, где отдельные политологи позволили себе достаточно некорректные высказывания в адрес Южной Осетии, конференция с участием экспертов из РИСИ вызвала дополнительный интерес в Цхинвале. Специалисты института в рамках сотрудничества с Югоосетинским университетом уже во второй раз принимают участие в международно-практической конференции. Поприветствовать гостей и отметить значимость мероприятия пришел и Леонид Тибилов. Он назвал РИСИ мозговым центром России, к мнению которого прислушиваются в высших эшелонах власти.
Your browser doesn’t support HTML5
Первой выступила Тамара Гузенкова – заместитель директора Российского института стратегических исследований, которая представила доклад на тему «Южная Осетия в системе международных отношений». Она отметила, что устоявшейся системы международного права и международных отношений в настоящее время не существует. По ее словам, слом произошел еще 90-е годы, поэтому «беседовать с международным сообществом и претендовать на то, чтобы права были признаны, – это сложный элемент»:
«Если говорить о Южной Осетии в системе международных отношений, то тут можно совершенно честно и откровенно говорить, что в настоящее время РЮО находится в международной изоляции. И эта изоляция определяется тем, что Южную Осетию признало небольшое количество государств, которые буквально можно пересчитать по пальцам. Другое дело, что на данном этапе вполне достаточно признания России. Это является самым главным аргументом существования Южной Осетии. Но в то же время такая полупризнанность или частичная признанность накладывает на Южную Осетию целый ряд различного рода ограничений, которые переживает и общество, и экономика... А такое ли уж это зло – международная изоляция, и тот факт, что Южная Осетия находится, по сути дела, на периферии международных отношений, и так ли уж нужно пытаться стремиться во что бы то ни стало включиться в различного рода международные площадки для того, чтобы отстаивать свои интересы и доказывать правоту, закономерность, легитимность всего того, что произошло с Южной Осетией в последние годы, начиная с 2008 года? Я бы позволила себе усомниться в необходимости активно продвигать себя на международной арене. Могу объяснить это тем, что момент определенной изоляции и невостребованности на международной арене – это тот период, может быть, даже благодатный, который Южная Осетия может использовать на пользу себе, на укрепление своей собственной государственности, экономики и выстраивание более эффективных отношений в регионе Южного и Северного Кавказа и отношений с Россией».
По словам Гузенковой, в институте исследовали влияние глобальных и международных структур на постсоветское пространство и признали его дестабилизирующим. В этой связи Тамара Гузенкова упомянула и неправительственные организации:
«Одним из таких ярких направлений деятельности этих структур является борьба за свободу СМИ, борьба за соблюдение прав человека, и мне страшно не хочется об этом говорить, потому что мы только написали по этому поводу доклад и у нас столкновения по этому поводу с соответствующими силами, во всяком случае, в рамках прав человека – это защита прав так называемого сообщества ЛГБТ… Это кажется где-то далеко, но это настолько серьезно, потому что после каждой цветной революции одной из первых мер, которые ставят перед национальными правительствами, является принятие на законодательной основе разрешительной политики в отношении свободы различного рода меньшинств».
Поэтому, заключила специалист РИСИ, в международной изоляции Южной Осетии есть свои преимущества. Еще один совет – сохранение президентской формы правления в государстве, так как парламентская «позволит ему стать легкой добычей для Запада». Лично мне, добавила Гузенкова, страшно хотелось бы, чтобы Южная Осетия стала частью России, но это не такой однозначный и простой вопрос.
Если с вооружением у России все в порядке, заявил главный реактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куратов, то с союзниками у нее дела всегда обстояли не лучшим образом. Поэтому, по словам эксперта, нельзя отталкивать от себя последовательных союзников:
«Многие просто заняли выжидательную позицию, ждут, куда склонится чаша весов. И если мы будем в своей политике показывать, что даже народы, которые искренне стремятся войти в состав России, мы будем отталкивать, то это будет несправедливо не только по отношению к этим народам, это будет геополитической ошибкой по отношению ко всем этим потенциальным союзникам. Потому что вывод, который они сделают: если Россия не помогает тем, кто искренне к ней стремится, то давайте будем больше общаться с США, со странами НАТО. Я думаю, у Южной Осетии есть хорошие перспективы, и не нужно отказываться от того курса, который выбрал сам народ, и правители должны выполнять волю народа».
О преимуществах для Южной Осетии статуса изолированного и частично признанного государства говорил и руководитель сектора кавказских исследований РИСИ Артур Атаев. Непризнанные республики являются зоной повышенного интереса политических глобалистов, насильно загоняющих государства в зону так называемого демократического транзита, считает эксперт:
«Новые государственные территории, вошедшие под влияние этих глобалистов, в частности Грузия, Украина и Молдова, являются территориями, где доминирует противоположная социокультурная формация. Покровителей этих режимов серьезно настораживает тяга к России абхазского, югоосетинского и приднестровско-молдавского народа. Именно к России как к социокультурному, доминирующему партнеру. Стремление этих народов войти в российский цивилизационный пояс – главная и непростительная, по мнению западных политиков, ошибка этих народов. Но именно в этих условиях возрастает значение таких государств, как Южная Осетия, в отличие от многих территорий постсоциалистического пространства. В Южной Осетии развивается социокультурная идентичность и активно формируется собственная, независимая от внешних западных структур система управления».
На научной конференции говорили и об угрозе терроризма и радикального ислама, но суть мероприятия озвучил молодой серб, член Международного комитета правды о Радоване Караджиче. В его абсолютно неакадемичном на фоне остальных выступлении прозвучала ключевая фраза: «Молитесь Богу, держитесь России!»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия