Проект газификации Южной Осетии предусматривает обеспечение природным газом около 200 населенных пунктов, строительство более 520 км межпоселковых и более 370 км внутрипоселковых газопроводов.
По оценкам, высказанным Виталием Голубевым, реализация этого проекта может занять от трех до пяти лет. К строительству газораспределительных сетей российские партнеры намерены приступить уже в 2017 году.
Многие наблюдатели считают, что российская сторона поспешила с реализацией этого значимого для жителей республики проекта, чтобы таким образом поддержать Леонида Тибилова на президентских выборах 2017 года.
Другие считают, что это не более чем совпадение. Развитие Южной Осетии, как проект российской привлекательности, не зависит от местной конъюнктуры.
Your browser doesn’t support HTML5
«Все зависит от точки зрения, – говорит российский политолог Евгений Крутиков. – Конечно, подобного рода соглашения, переговоры или даже видимость переговоров играют на руку действующим представителям власти. Выглядит так, как будто они действительно добиваются некоего прорывного решения, но опять же, повторюсь, это вопрос точки зрения. Этот договор готовился давно, это не первый договор с «Газпромом». Не первое участие крупных российских госкорпораций в жизни Южной Осетии. И то, что происходит сейчас, кто-то может посчитать совпадением, а кто-то и довольно привычным для нашей политической жизни пиар-ходом».
Руководитель общественного движения «Твой выбор – Осетия» Алан Джуссоев считает, что российская помощь не приносит дивиденды местным политикам.
Чтобы проект газификации конвертировать в электоральные предпочтения, нужно, чтобы на этом могли заработать местные – привлечь к строительству югоосетинские компании, создать рабочие места для жителей республики. Но это вряд ли получится, учитывая специфику работ, считает Алан Джуссоев.
В целом, говорит эксперт, газовое хозяйство республики – это газораспределительные сети Цхинвала и некоторых населенных пунктов. Сети нерентабельные, каждый год они получают дотации на ремонт и развитие.
Отсутствие внятной тарифной политики вкупе с из рук вон плохой собираемостью платежей привели к долгам перед российскими поставщиками.
Скорее всего, полагает Алан Джуссоев, югоосетинские газораспределительные сети отойдут дочке «Газпрома» за долги. В результате будет создана структура, перед которой у Южной Осетии будет лишь право совещательного голоса и не более того.
Алан Джуссоев не верит заявлениям, что газ может подешеветь, даже если сбудутся пожелания югоосетинской стороны и газ будет включен Россией в список товаров, освобожденных от таможенных пошлин.
«В любом случае цены на газ будут повышаться, и нет сомнений, что тарифная политика будет аргументированной. Возможно, перед выборами будут заявлять о предстоящем снижении тарифов, но реально цены не снизят».
По мнению Алана Джуссоева, масштабы проекта несколько преувеличены – в республике нет 200 населенных пунктов. Кроме того, газовую сеть будут тянуть не по бездорожью, а вдоль уже существующей дорожной инфраструктуры. Это не так уж невозможно, чтобы одним росчерком пера отказываться от собственных активов:
«Я бы не торопился так уж все отдавать. Можно было бы создать совместную компанию, где югоосетинская сторона оставила бы за собой контроль над тарифной политикой, строительством, управлением и т.п.
– Почему тогда торопятся?
– Не знаю. Быть может, галочку хотят поставить к выборам».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия