Президиум парламента Южной Осетии одобрил закон о ратификации соглашения об интеграции югоосетинских таможенных органов с российскими. Помимо прочего, оно предполагает сокращение пункта таможенного контроля на югоосетинской стороне, а также совместный контроль пункта пропуска Нижний Зарамаг.
Сегодня в интервью ИА «Рес» глава парламентского комитета по внешней политике и межпарламентским связям Игорь Кочиев заявил, что соглашение в таможенной сфере означает, что к 2020 году югоосетинские таможенные органы переходят на законодательство Евразийского союза в сфере таможенного регулирования и законодательство РФ о таможенном деле.
По мнению российского политолога Николая Силаева, переход на евразийские таможенные правила вполне понятен. Со стороны России это такое приведение к единообразной системе правил на всей границе, во всем таможенном ведомстве, говорит Силаев:
«Ну а какие еще брать правила, кроме правил Евразийского союза, если Россия, собственно, этими правилами и пользуется? Российские таможенные правила – это и есть таможенные правила Евразийского союза. Когда мы говорим, что таможенники Южной Осетии переходят на таможенные правила Евразийского союза, это, как у Довлатова, звучит с оттенком высшего значения, но, по сути, они переходят на российские процедуры».
Your browser doesn’t support HTML5
Игорь Кочиев выразил уверенность, что соглашение будет способствовать предпринимательской деятельности. Верится с трудом, потому что предыдущий внушительный пакет договоров с Россией, предполагающий льготы для югоосетинского бизнеса, по большому счету так и не оживил в республике предпринимательскую деятельность. Почему так?
У руководителя исследовательского центра RAMCOM Дениса Соколова свое объяснение. Бюджет Южной Осетии наполняется Россией. Старшая сестра насыпает щедро, вне зависимости от кризиса, цен на углероды. Т.е. наполнение бюджета не зависит от малого и среднего по местным меркам бизнеса. Их главная, пожалуй, заслуга в том, что они занимают сами себя и кормят свои семьи. Соответственно, для местной бюрократии самочувствие малого бизнеса – это не вопрос выживания системы и не вопрос их собственного благополучия. Для них это скорее вопрос этический: их отношения к людям, понимания своего служебного долга. Говорит Денис Соколов:
«Вся проблема в отношениях. Сложилась такая плотная потребительская система управления экономикой, ресурсами, доступом к рынкам, что она сама себя душит. Для нее невозможно изнутри исправить ситуацию. Это все равно, что Мюнхгаузену вытащить себя с конем за волосы из болота. У этой системы управления должны возникнуть какие-то необходимости, чтобы хотя бы начал развиваться малый бизнес. А необходимости у них нет пока и не будет: ни необходимости, ни умения, ни понимания, как это делать.
– И предпосылок не видно?
– Не видно».
И все же это соглашение предполагает сокращение пункта таможенного контроля на югоосетинской стороне. Т.е. перевозящий через границу товары сэкономит немного времени и нервов, а значит, можно надеяться, что соглашение хоть немного облегчит людям жизнь.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия