Парламент Южной Осетии ратифицировал дополнительные соглашения с Россией о таможне и формировании и деятельности совместного информационно-координационного центра МВД. Депутаты единогласно одобрили договоры, подписанные в апреле и июле этого года в Москве.
Первое заседание осенней сессии югоосетинского парламента выдалось продолжительным. Депутатам предстояло ратифицировать соглашение между Южной Осетией и Российской Федерацией об интеграции таможенных органов и соглашение по линии МВД. Прежде чем приступить к голосованию, югоосетинские депутаты предоставили слово министру внутренних дел Ахсару Лавоеву и председателю Таможенного комитета Мурату Цховребову. Народных избранников интересовали практические результаты сближения таможенных и правоохранительных органов республики с соответствующими российскими ведомствами. По словам лидера Народной партии Александра Плиева, чиновники «кратко, но емко» ответили на вопросы парламентариев.
Спикер парламента Анатолий Бибилов в разговоре со мной подчеркнул, что речи о ликвидации контрольно-пропускного пункта Верхний Рук или его переносе на Нижний Зарамаг пока нет. По словам политика, это внутреннее дело Южной Осетии:
Your browser doesn’t support HTML5
«Речь идет об упрощенном пересечении грузов и товаров. Будет работать представитель Таможенного комитета РЮО на КПП в Нижнем Зарамаге. Это самое главное. Он будет помогать пассажирам и предпринимателям из Южной Осетии при оформлении таможенных документов и соответствующих процедур. Речи нет о том, чтобы ликвидировать КПП Верхний Рук. Это прерогатива руководства РЮО, есть разные мнения об этом. Мое мнение – коль мы интернируемся, то в КПП Верхний Рук нет необходимости, но я еще раз подчеркну, что в соглашении нет информации о том, что пост в Руке перенесут в Нижний Зарамаг. Соглашение определяет только пересечение товаров и грузов через КПП Нижний Зарамаг из России в Южную Осетию и в обратном направлении. Соглашение не определяет снятие КПП Верхний Рук, это внутреннее дело Южной Осетии».
Лидер «народников» Александр Плиев, напротив, отметил, что КПП Верхний Рук будет упразднен. По его словам, станет проще и процедура оформления грузов и документов на границе:
«Депутаты всех фракций интересовались практической стороной соглашений, что нам принесут дополнительные соглашения? В основном облегчается перевозка грузовых товаров через границу, югоосетинский пост снимается в Верхнем Руке и переносится в Нижний Зарамаг, совместная работа двух таможен позволит быстрее и оперативнее решать все вопросы – оформление импорта и экспорта, быстрее будут оформляться таможенные декларации и вся соответствующая информация. Снимается КПП: Верхний Рук будет перенесен в Нижний Зарамаг. Будут уменьшены таможенные ставки и пошлины, упростится оформление документов при пересечении границы, усилится контроль за грузопотоками. Есть большие плюсы по таможенной интеграции. Полностью расписан план мероприятий, он сегодня прилагался с документами, мы его изучили. Реализация плана мероприятий будет проходить постепенно с 2016 по 2020 год. До 2020 года все пункты соглашений должны быть реализованы и вступят в полную силу».
Александр Плиев подчеркивает, что таможенное соглашение не распространяется на пассажиропоток и не затрагивает деятельность пограничной службы:
«Кроме таможни на границе несут службу пограничники. Пересечение государственной границы, пассажиропоток – это сфера Погранслужбы ФСБ РФ. Вопросы, отраженные в соглашении, не касаются сферы деятельности ФСБ. В соглашении отражена только деятельность таможен РЮО И РФ».
По словам моих собеседников, выгода от ратификации секторальных соглашений для Южной Осетии очевидна, поскольку, кроме модернизации и технического оснащения МВД и таможенной службы, появятся и новые рабочие места – например, в ИКЦ МВД будут заняты югоосетинские офицеры, выпускники профильных российских вузов. Кроме того, будет сохранен и штат таможенной службы.
«Сокращений по югоосетинскому ведомству не будет, наша таможня полностью остается, сохраняется структура и штат югоосетинской таможни», – пояснил Александр Плиев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия