Начальнику отделения и восьми сотрудникам отдела уголовного розыска полиции Владикавказа предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями и применении насилия, приведшего к гибели Владимира Цкаева. Напомним, 31 октября 2015 года в Иристонское отделение полиции был доставлен 39-летний житель Владикавказа. В ночь на 1 ноября 2015 года задержанный в бессознательном состоянии был госпитализирован в реанимационное отделение республиканской больницы, где скончался утром, не приходя в сознание. Родственники утверждают, что Цкаева пытали полицейские.
Сегодня Следственный комитет Следственного управления России по Северной Осетии распространил информацию о предъявлении окончательного обвинения сотрудникам полиции, задержанным по факту смерти 39-летнего жителя Владикавказа Владимира Цкаева. Расследование длилось около года. В результате следователи установили, что «35-летний начальник отделения и восемь сотрудников отдела уголовного розыска отдела полиции управления Министерства внутренних дел России по Владикавказу в возрасте от 25 до 36 лет, в зависимости от роли каждого из них, обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), п.п. «а, б, в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, специальных средств, с причинением тяжких последствий) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Your browser doesn’t support HTML5
Сестра Владимира Цкаева Ирина Демурова категорически не согласна с выводами Следственного комитета. Она говорит, что потерпевшая сторона «ходом следствия очень недовольна»:
«Я так думаю, что то, что Следственный комитет говорит, и то, что они сделали, – это совершенно другое. Далее: ни одно высокопоставленное лицо, начиная с Наниева, все руководители, которые были в отделе, – Наниев, Хабаев, Елоев, следователь Кайтуков, там не упоминаются. Почему? Почему?! Мы думаем, что, скорее всего, они откупились, и поэтому о них там нет ни слова».
По словам Ирины Демуровой, «начальник отдела угрозыска Наниев не был задержан, наоборот, пошел на повышение, несмотря на то, что это все по его приказу производилось. Елоев тоже на повышение пошел. Следователь Кайтуков, который первым должен был Цкаева допросить, но до него он не дошел, потому что его убили, перевелся в Москву. Хабаев тоже куда-то перевелся. Всему руководящему составу ничего не предъявлено».
Сестра погибшего считает, что предъявленные обвинения несоизмеримы с преступлением, совершенным обвиняемыми в отношении Цкаева:
«Не все наказаны, а даже те, кто наказан, я считаю, что предъявленные обвинения – это ерунда по сравнению с тем, что они творили. Мы будем обжаловать эти решения. Ни одно должностное лицо не привлечено к ответственности, и многие из тех, кто избивал Цкаева, о них умолчали. Если бы судили простого человека, не полицейских, то наказание было бы намного суровее, но, поскольку это полицейские, к ним очень лояльно относятся. Создается такое впечатление, что законы пишутся для простого населения, незащищенного, неосведомленного ни о чем, а не для сотрудников полиции, чиновников. Законы для этой категории граждан не пишутся».
Адвокат семьи Цкаевых Анжела Сикоева опасается, что переквалификация дела в отношении некоторых подсудимых позволит им смягчить наказание, а то и вовсе его избежать:
«С некоторыми выводами, сделанными следствием, мы не согласны. Мы не согласны с переквалификацией преступления для некоторых фигурантов этого дела. Мы боимся, что такая позиция СК позволит виновным уйти от наказания».
По данным Следственного комитета, «один из обвиняемых заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и активно способствовал раскрытию и расследованию данного преступления. В связи с этим уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство и в ближайшее время будет направлено в суд для рассмотрения по существу».
Я попыталась поговорить с адвокатами обвиняемых полицейских, однако они были недоступны для комментариев.