Саакашвили и Одесса-2

Тенгиз Аблотия

Первый вопрос, который возникает из названия, почему «Саакашвили и Одесса-2»? А где «Саакашвили и Одесса-1»?

Что ж, для темы, которую я сейчас тут поднимаю, вопрос более чем актуален. Если учитывать, что сегодня очень модно говорить: «Ну да, сейчас вы все считаете правильной его отставку, а когда его назначали, тогда почему не были такими умными и прозорливым?»

Не знаю, считать ли себя умным или прозорливым, но год с лишним назад я писал на «Эхе» о том, что для Саакашвили согласие на такой половинчатый пост, как губернатор региона в стране, которая до сих пор не определилась с курсом на будущее, – безумный риск ().

Да, конечно, в какой-то степени этот безнадежный шаг вызывал уважение – все-таки мы песнь поем «безумству храбрых», а не «осторожности умных»... Тем не менее, если оставить в стороне пафос Максима Горького и посмотреть на вопрос с прагматической точки зрения, – дело было совершенно безнадежное.

В украинских СМИ очень много самых различных оценок деятельности Саакашвили в Одессе, и не могу их никак комментировать, так как не владею конкретной информацией. Чужому мнению в этой ситуации доверять совершенно невозможно.

Есть мнение, что Миша не справился с реформированием Одесской области потому, что ему со всех сторон мешали коррумпированные чиновники во главе с президентом Порошенко. Очень может быть, что все ровно так и было, но слишком уж горячим сторонникам Миши я не очень доверяю, так как знаю, что они его оценивают слишком уж любя и неадекватно.

Есть мнение, что на самом деле никто ему не мешал, а он сам завалил все что наобещал – и это не исключено. Но точно так же я не доверяю и не в меру горячим мишененавистникам – слишком уж много я от них наслушался чепухи вроде украденных 14 млрд (количество миллиардов растет в среднем по два в год), об откушенных им грудях, гаремах, продаже органов заключенных и прочей ерунде.

Так что конкретно своего мнения по поводу деятельности Саакашвили в Одессе не имею, да и, собственно говоря, дело не в этом.

А в том, что Саакашвили ни при каких обстоятельствах не должен был соглашаться на какой-либо пост в Украине, кроме какой-нибудь ни к чему не обязывающей должности советника. Потому что, глубоко убежден, каждую страну должны приводить в порядок ее граждане.

Украина – страна нам очень близкая, дружеская, братская, почти родная, но... То-то и оно, что «почти». Как ни крути, вместе с этим Украина – страна все же чужая.

Можно было предвидеть, что такой гиперактивный иностранец, как Саакашвили, будет находиться под особым прицелом как доброжелателей, так и ненавистников.

Наверное, мало о каком из украинских губернаторов говорили столько, сколько про Мишу и его команду. Это такого рода внимание, которого лучше бы избежать.

Сейчас в значительной части украинских и большом количестве грузинских СМИ – настоящий праздник. Создается такое ощущение, что во всей Украине уже навели полный порядок, вот сейчас наконец-то сделают то же самое в Одесской области – и все будет ОК. Что вся украинская элита – это сплошные ангелы без крыльев, и невесть откуда взявшийся варяг все портил – что ж, теперь наконец от него отделались, и Украина вздохнет спокойно...

Непонятно только, чего все эти замечательные люди ждали 25 лет...

Саакашвили, вероятно, переоценил свои возможности. Если даже оставить в стороне, что он был всего лишь губернатором с очень ограниченными правами, то все равно – не было никакой, даже минимальной гарантии, что ему удастся хотя бы повторить грузинскую административную реформу в Украине.

Проблема в том, что реформы – это штучный товар, который зависит от десятка самых разных факторов. Тот, кто провел реформы в одном месте, – совсем не обязательно, что сможет в другом. Это как некоторые писатели и музыканты, которые создадут в начале карьеры несколько шедевров, а потом навечно уходят в тень.

При этом надо понимать, что Саакашвили был не единственным в мире, кто возглавлял реформы, и он не сделал ничего такого уникального, не имеющего аналогов в мире. При Мише и «националах» были осуществлены вполне смелые и радикальные реформы, но такие, каких немало в других странах.

Ну, например, сегодня аналогичные преобразования происходят в Руанде и Кот-Д'Ивуаре, в свое время через них прошли многие страны Латинской Америки, страны Восточной Европы в 90-е годы. При всей огромной личной роли Саакашвили в процессе реформирования государства он все же не обладает каким-то эксклюзивным секретом преобразования стран.

Даже при полном контроле над властью успешные реформы – это лотерея, воля случая, стечение благоприятных обстоятельств. В условиях отсутствия контроля над властью – они вообще невозможны. И это было очевидно с первого же дня губернаторства Саакашвили. Впрочем, судя по всему, еще не все закончено, и теперь экс-губернатор намерен попытаться взять реванш в главном гадюшнике украинской политики – в Верховной Раде.

Что ж, Миша уже допустил одну ошибку, когда согласился на пост губернатора Одессы. Эта ошибка стоила ему некоторой части его рейтинга и репутации – судя по всему, одесситы в нем разочаровались.

Виноват ли в этом он сам или система в Украине так устроена, что невозможно ничего сделать, – это не нам судить. Страна такая, какая она есть. Соглашаться на пост в Одессе было ошибкой.

Сейчас Миша готовится совершить еще одну ошибку – влезть в киевскую политику, где у него шансов еще меньше.

Уходить ему надо оттуда. И всем грузинским политикам, администраторам, советникам, вице-министрам и т.д.

Украина – это дружественная, братская, близкая, но все же чужая страна. И не наше дело в нее лезть.

Оставьте Украину украинцам.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции