Военно-воздушный скандал

По словам Изория, принято решение о модернизации и оснащении оборудованием нового поколения уже состоящих на вооружении самолетов и вертолетов

В Грузии набирает обороты скандал в Министерстве обороны. Сразу два высокопоставленных военных чиновника – руководители ВВС и ПВО страны подали в отставку буквально через неделю после назначения. Причиной стали обвинения в давлении на подчиненных во время парламентских выборов 2012 года. Бывший министр Тина Хидашели и вовсе обвинила нынешнее военное руководство в деструктивных действиях под видом реформ.

ВВС и ПВО Грузии лишились руководства. Командующий Военно-воздушными силами Серго Нинуа и начальник Штаба воздушной обороны Георгий Цабадзе покинули занимаемые должности спустя всего неделю после назначения на волне скандала. Минобороны обвиняют в том, что оба вице-полковника были назначены министром Леваном Изория в нарушение всех процедур. Более того, критики уверяют: в карьере Нинуа и Цабадзе есть эпизоды злоупотребления должностными полномочиями. В частности, в ходе парламентских выборов 2012 года они якобы принуждали своих подчиненных голосовать за тогда еще правящее «Единое национальное движение».

Сами военные утверждают: все это – не что иное, как грязная кампания, направленная на дискредитацию Вооруженных сил, а их отставка – временное решение до завершения расследования.

Your browser doesn’t support HTML5

Военно-воздушный скандал

Между тем, как выяснили грузинские СМИ, Нинуа и Цабадзе не удовлетворяют нескольким критериям, необходимым для назначения на должности командующих ВВС и ПВО. Среди них – недостаток выслуги в офицерском звании, квалификационные требования, необходимые для службы в ВВС, а также уровень знания иностранного языка. Более того, кандидатов на руководящие должности в Военно-воздушных силах Грузии должна была отбирать специальная комиссия, чего не произошло.

Сегодня за своих протеже вступился министр обороны. Леван Изория попытался объяснить общественности, почему он принял решение о назначении лишь на основании рекомендации замначальника Генштаба Владимира Чачибая:

«У министра есть полномочия назначать военнослужащих на соответствующие посты в виде исключения. Хочу объяснить обществу, чем были обусловлены эти исключения. К сожалению, у нас нет достаточного количества военнослужащих, удовлетворяющих всем критериям. Речь идет о знании языка и других факторах. Поэтому в то время это был необходимый шаг. Считаю, что их решение временно покинуть должности ради объективности расследования – достойный шаг», – заявил Леван Изория.

Откровенно слабой считает аргументацию министра его предшественница на этом посту. Тина Хидашели в эфире главного оппозиционного канала «Рустави 2» прямо обвинила руководство военного ведомства и лично Левана Изория в попытке ввести общественность в заблуждение, создавая видимость реформ в армии. По словам Хидашели, все заявления ее преемника о реформах – «сказки»:

«Главная проблема в том, что реформа не означает смену имен и фамилий, реформа означает видение. В Грузии проблема является настолько большой, что для серьезного разговора об этом бюджет Минобороны следует увеличить вдвое или даже втрое. Господин Изория старается выдуманными историями продать обществу сказки, будто он что-то делает. До тех пор пока бюджет Министерства обороны не будет увеличен, невозможно говорить о какой-либо реформе в авиации».

Более того, Хидашели уверяет: из военных структур в последние месяцы целенаправленно увольняют специалистов, получивших западное образование. Почему это делается, бывший министр не уточнила.

С тем, что в Минобороны большие кадровые проблемы, согласны в экспертном сообществе. Военный аналитик Вахтанг Маисая считает, что проблемы, существовавшие в оборонной сфере при власти Михаила Саакашвили, со сменой руководства страны никуда не делись:

«К сожалению, проблемы, которые были очень острыми в рамках Вооруженных сил, остались. Потому что фактически как перчатки менялись министры обороны – в течение четырех лет сменилось четыре министра. При таком раскладе ни о каких реформах, стратегических решениях или хотя бы подвижках в сфере обороноспособности не могло быть и речи. То есть сейчас мы пожинаем плоды, которые посеяло политическое руководство Грузии со своей близорукой политикой в отношении обороны».

При этом Маисая считает, что скандал в связи с назначением и отставкой руководителей ВВС и ПВО страны нанес серьезный удар по репутации оборонного ведомства, так как эти люди были замешаны в историях с запугиванием и расправами над политическими оппонентами «Единого национального движения» в 2012 году. А представивший их на должности замначальника Генштаба Владимир Чачибая не мог не знать об этом, так как во времена правления ЕНД занимал пост начальника Объединенного штаба ВС Грузии и был знаком с обоими.

Другой специалист – главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили отмечает: если будет доказано, что Нинуа и Цабадзе действительно занимались агитацией за «Национальное движение», то это грубое нарушение устава. Что же касается несоответствия каким-то критериям, по мнению эксперта, в Грузии, да и в других странах постсоветского пространства, практически невозможно найти военного специалиста, соответствующего всем положенным критериям. Да и вообще ситуация в военных структурах страны далека от идеальной.

«Леван Изория, по-моему, 18-й министр обороны за 25 лет. И каждый министр говорил и говорит, что проводит какие-то реформы и т.д. Но Изория одну вещь правильно сказал: Министерство обороны больше похоже на институт, который занимается социальными услугами, потому что 66% военного бюджета идет на зарплаты и социальные нужды. Тогда как для боевой подготовки и других нужд остается очень мало (средств). А это уже ненормально. Так не должно быть. Некоторые могут называть это реформами или как-то по-другому, но менять что-то надо».

При этом, по мнению экспертов, ВВС и ПВО – самые слабые звенья Вооруженных сил Грузии. В июне нынешнего года Тина Хидашели, будучи министром обороны, анонсировала создание командования ВВС и реформу в этой сфере.

Глава оборонного ведомства взялась и за усиление противовоздушной обороны, подписав контракты с французской стороной по закупке систем ПВО.

Реформирование Военно-воздушных сил одним из своих главных приоритетов назвал и нынешний министр обороны Леван Изория, сделав ставку на беспилотные летательные аппараты отечественного производства. Кроме того, по словам Изория, принято решение о модернизации и оснащении оборудованием нового поколения уже состоящих на вооружении самолетов и вертолетов. Всего в ВВС Грузии 24 учебных и боевых самолета различных модификаций (восемь штурмовиков местного и израильского производства Су-25 КМ, три учебно-боевых штурмовика Су-25 УБ, одиннадцать чешских учебно-боевых L-39 Albatros, два учебно-тренировочных L-29 Delfin), а также 54 вертолета различных моделей (двенадцать Ми-24 П, шесть МИ-24 В, один Ми-14, восемнадцать МИ-8, девять UH-1H «Ирокез», шесть Bell-212 и два Ми-2).