Отставка в Генштабе: начальник, пересидевший трех министров

Существует мнение, что глава Генштаба Вахтанг Капанадзе, пересидевший трех министров обороны, не угодил четвертому

Сегодняшнее заседание Совета национальной безопасности стало последним для начальника Генерального штаба Вооруженных сил Грузии Вахтанга Капанадзе.

Самым ожидаемым вопросом в повестке дня сегодняшнего заседания Совета национальной безопасности страны стала смена начальника Генерального штаба Вооруженных сил Грузии. Вахтанг Капанадзе, прослуживший в этой должности три последних года, ушел: отныне он возглавит представительство Грузии в НАТО. Его сменщиком назван бывший заместитель – Владимир Чачибая. Президент Георгий Маргвелашвили обещал официально объявить о назначении завтра, но дал понять, что противиться кандидатуре Чачибая не станет:

«Я участвовал в консультациях о господине Чачибая ранее. Он занимал важную должность заместителя, и, естественно, на протяжении этих трех лет нам не раз приходилось общаться. Сегодня я еще раз встречусь с господином Чачибая, а уже завтра будет принято решение о новом начальнике Генштаба».

Your browser doesn’t support HTML5

Отставка в Генштабе: начальник, пересидевший трех министров

Официальная причина отставки Капанадзе – истечение срока полномочий. Но, согласно закону, президент мог продлить этот срок еще на один год. Не продлил, что породило разные теории – мол, Капанадзе, пересидевший трех министров обороны (Ираклия Аласания, Миндию Джанелидзе, Тину Хидашели), не угодил четвертому – Левану Изория. Слишком много скандалов в Вооруженных силах стало достоянием общественности за последнее время. И оправдываться за все недочеты был вынужден нынешний министр обороны. Военный эксперт Вахтанг Маисая считает истечение срока полномочий главы Генштаба лишь поводом к его отставке:

«Там были неявные причины. Это, наверное, то, что начальник Генштаба и новый министр обороны не поладили по некоторым вопросам. И вы знаете, что было очень много неприятностей, были трагические случаи – три случая, которые произошли в самое короткое время. Это уже была тенденция – что происходит в Вооруженных силах. Эти процессы очень негативно отражаются на обороноспособности страны. И нужны были конкретные перемены».

Впрочем, назначение преемником Капанадзе Владимира Чачибая не сняло вопросы с проблемами в ВС – ведь именно его имя фигурировало в последнем скандале вокруг руководства ВВС и ПВО страны. По мнению Вахтанга Маисая, то, что преемником Капанадзе стал Чачибая, говорит о кризисе кадров в Вооруженных силах:

«Я не очень радостно отношусь к этому назначению. Потому что, во-первых, для такого высокого поста возрастной ценз имеет значение, а во-вторых, Чачибая нигде себя не проявил – ни в стратегических вопросах, ни в каких других. Он был временным исполняющим обязанности начальника Генштаба во времена правления Саакашвили, и я не думаю, что это верное решение (назначение Чачибая начальником Генштаба). Вот в этом и есть вся суть споров о том, что в Грузии острейший дефицит кадров, острейший!»

С тем, что в Вооруженных силах страны кадровый кризис, не согласен другой военный эксперт Амиран Салуквадзе. По словам генерала в отставке, определенный дефицит кадров действительно наблюдается, но это решаемый вопрос. Эксперт указывает на необходимость задействования молодых офицеров в реформе Вооруженных сил страны. По словам Салуквадзе, назначенному начальнику Генштаба сейчас предстоит доказать свою профпригодность:

«Просто надо всех этих молодых и опытных офицеров, которые получили хорошее образование, хороший опыт, в том числе и в международных миссиях, вот всех этих ребят поставить на правильные рельсы, направить в правильное русло. То есть создать единую систему прохождения службы и систему образования. Вот это все объединить. Ресурсы есть, посмотрим, как генерал Чачибая будет решать эти вопросы».

В оппозиции к смене начальника Генштаба отнеслись с равнодушием. В «Едином национальном движении» считают перестановки в руководстве Вооруженных сил косметическими. По мнению представителей главной оппозиционной силы, менять следует не отдельных людей, а всю систему.