От проблемы беженцев мало что осталось

После августовской войны грузинские власти заявили о 8700 беженцах из Ленингорского района. Эти данные считают преувеличенными даже сами ленингорцы

В Ленингорском районе Южной Осетии, по информации местных жителей, может быть сокращен срок приема заявлений для получения пропусков. Предполагалось, что прием документов продлится до 31 декабря, теперь в районе называют новую дату – 1 декабря. При этом число желающих получить аналог вида на жительство значительно больше, чем ожидалось.

По словам гражданской активистки Тамары Меаракишвили, власти района никогда не оповещают местное население официально, ну так, чтобы напечатать объявления в газете или расклеить их по поселку. Оповещение населения происходит посредством сарафанного радио, что называется, из уст в уста. Дешево, быстро и безотказно. Так было и перед последним обменом пропусков: в середине августа прошел слух, а с 1 сентября начался прием заявлений. Говорит Тамара Меаракишвили:

«Сдаете старый пропуск, к которому прикладываете фотографии для нового документа. Можно прямо там снять фотографию из старого документа, а можно и новую принести – кому как удобно. Параллельно с обменом начали принимать документы от тех жителей района, у которых не было ни старых пропусков, ни даже тех справок – формы №9. Т.е. начали прием заявлений от людей, которые после войны 2008 года ни разу не появлялись в районе.

Your browser doesn’t support HTML5

От проблемы беженцев мало что осталось

– Как они подают заявления, если без пропуска их не пропустят на территорию республики?

– Передают через третьих лиц – через соседей, родственников, знакомых – кому как удобно. Похоже, многие уже получили. Я теперь в поселке вижу лица, которых давно не видела. Это хороший поступок правительства. Мы знали, что прием старых пропусков будет до 1 января, но недавно прошла информация, что решили сократить время приема до 1 декабря из-за того, что слишком много работы набралось».

Тамара говорит, что, по ее впечатлениям, да и по наблюдениям ее соседей, в этот раз в явно привилегированном положении находятся те соискатели, которые впервые обращаются за пропуском, т.е. те, кто не появлялся в районе с 2008 года. И наоборот, чаще отказывают тем, кто имел пропуск, но ни разу им не воспользовался. Им говорят: «Видимо, пропуск вам не нужен».

Официальных данных о том, как проходит кампания с заменой пропусков, пока нет. Неофициальные источники называют слишком разные цифры. Поэтому, чтобы как-то прояснить картину, попробуем зайти с другой стороны. В августе власти отчитались о 6500 выданных пропусках. Тогда говорили, что это слишком много, что не все из них постоянно проживают в районе, но это неважно, в любом случае они ленингорцы.

Еще около 1000 – это те, кому не обменяли форму №9 на пропуски образца 2014 года. Т.е. у них уже был вид на жительство, но по каким-то бюрократическим причинам возникли проблемы с обменом. Эта информация неофициальная, но она была озвучена непосредственным участником процесса выдачи пропусков, причем по итогам работы в августе.

На парламентских выборах, встречаясь с жителями Ленингора, Давид Санакоев озвучил данные ленингорского паспортного стола – 410 граждан Южной Осетии. Подчеркиваю – это данные без учета Цинагарской зоны. Еще около 100 человек, по прикидкам Тамары, – это те, кто впервые обратился за пропуском в этом году, и можно не сомневаться в положительном исходе их дела.

По данным переписи Грузии 2002 года, население района без Лехурского ущелья (т.е. той части района, где грузинские власти контролировали ситуацию и могли провести перепись) – 7,7 тысяч человек.

После войны грузинские власти заявили о 8700 беженцах из Ленингорского района. Эти данные считают преувеличенными даже сами ленингорцы, но даже если так, получается, что от проблемы беженцев из района мало что осталось: 6500 уже поучили пропуски и еще более 1000 стоят в очереди за видом на жительство.

По мнению Тамары, это одно из следствий смены власти в Грузии. При Саакашвили людей запугивал, мол, если они получат осетинские документы, у них могут отнять грузинские. Теперь людей оставили в покое. Их тянет в родные дома, и нет причин отказать себе в этом желании.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия