За месяц, с 20 ноября лари подешевел более чем на 9%. Сегодня впервые с октября Нацбанк осуществил интервенцию на валютном рынке объемом 40 миллионов долларов, но это не спасло лари, который побил очередной антирекорд. Эксперты предрекают неизбежное ускорение инфляции, а оппозиция требует срочного отчета правительства.
Сегодня лари превысил показатель 2,78 за один доллар. Нацбанк в очередной раз выступил с заявлением, в котором призвал население не поддаваться ажиотажу. Позже он выбросил на рынок 40 миллионов долларов, но это ничуть не замедлило темпа девальвация. Как и вчера, лари вновь подешевел на 4 тетри.
В правительстве традиционно заявляют, что девальвация обусловлена внешними факторами, а не процессами, происходящими в экономике Грузии. Напротив, замминистра финансов Николоз Гагуа отметил тенденцию к улучшению валютных поступлений в страну:
Your browser doesn’t support HTML5
«Анализ динамики последних дней наглядно демонстрирует, что курс лари значительно отклонен от фундаментальных факторов. Судите сами: поступления от туриндустрии в течение последнего месяца превысили на 200 миллионов долларов показатель прошлого декабря, наметился рост денежных переводов из-за рубежа – на 35 миллионов долларов. В целом по итогам 11 месяцев валютные поступления, по сравнению с тем же периодом прошлого года, выросли на 190 миллионов долларов».
В оппозиционном «Нацдвижении» заговорили об ответственности правительства и вызывают в парламент министров экономического блока. По словам представителя партии Романа Гоциридзе, власти должны нести ответственность за валютный кризис в стране:
«То, что сегодня происходит с лари, не является итогом последних месяцев. Экономические неурядицы копились на протяжении последних лет и вылились наружу. Нацбанк должен предельно ужесточить монетарную политику. Для того чтобы лари прекратил падение, необходимо срочное увеличение ставки рефинансирования».
В свою очередь, по словам экономиста Авто Силагадзе, политика Нацбанка направлена на сохранение годового уровня инфляции на уровне 5%. При почти 70-процентном за два года обесценении лари – это задача трудновыполнима, считает экономист:
«Объяснять девальвацию лари только внешними факторами, как это делает правительство, неверно. Мы второй год наблюдаем всестороннее снижение экспортных показателей. Страна, на 82% зависящая от импорта, имеет отрицательное торговое сальдо в 6 миллиардов долларов. Это означает, что страна испытывает перманентную потребность в валюте. Поэтому именно стимулирование экспорта должно стать первоочередной задачей властей. Либерализация налогового законодательства в виде эстонской модели способно простимулировать экспорт, однако рост акцизов на все виды топлива приведет к удорожанию производства, что полностью нивелирует положительный эффект, полученный от реформы. Не заметно, чтобы власти предпринимали шаги для предотвращения ползучей инфляции».
В парламентском большинстве считают, что это не так. По словам председателя экономического комитета парламента Романа Какулия, он не ожидает «слишком чувствительного» роста цен, однако отказался детально аргументировать это утверждение.
Впрочем, частичный ответ на вопрос об инфляции дала глава Национальной регулирующей комиссии по энергетике и водоснабжению Ирина Милорава. На заседании экономического комитета парламента она заявила, что не исключает роста тарифов на электроэнергию. Она напомнила, что со стороны правительства в 2015 году было множество заявлений по недопущению пересмотра тарифов.
«Однако комиссия тогда приняла решение, которое было необходимо для спасения отрасли, и увеличила тариф», – напомнила Милорава.