В Грузии утвержден состав конституционной комиссии, которая разработает пакет фундаментальных изменений в основной закон страны. В новый орган вошли члены парламентских и непарламентских партий, представители правительства, судебной системы и эксперты в области конституционного права – всего 73 человека.
Конституционная комиссия утверждена, завтра в два часа дня пройдет первое заседание нового органа, созданного для того, чтобы существенно обновить основной закон страны. Идея, озвученная правящим большинством, с самого начала была встречена довольно скептически главой государства, оппозицией и большей частью экспертов. Тем не менее «Грузинская мечта», обладающая в парламенте конституционным большинством, утвердила создание комиссии.
Сегодня, после закрытых консультаций, глава высшего законодательного органа Ираклий Кобахидзе озвучил список ее членов. Вопреки ожиданиям, среди них не оказалось бывшего спикера Давида Усупашвили. Кобахидзе объяснил почему:
Your browser doesn’t support HTML5
«Его (Усупашвили) работа в комиссии была бы очень ценной, но он объяснил, что не может участвовать ни по политической квоте, поскольку существуют соответствующие критерии (в комиссии могут участвовать представители партий, набравших больше 3% на выборах), ни в качестве эксперта, так как у него есть политическое прошлое и настоящее. Так что, к сожалению, господин Усупашвили не будет представлен в комиссии. Хочу повторить, его участие было бы очень ценным».
Судя по всему, не будет в комиссии и президентской составляющей. Несмотря на высказанную председателем парламента надежду, что администрация главы государства все же примет участие в работе конституционной комиссии, из президентского дворца пришел отрицательный ответ. Как говорится в официальном заявлении, позиция Георгия Маргвелашвили остается неизменной – ни администрация, ни председатель Совета безопасности не будут участвовать в работе комиссии.
В экспертном сообществе отказ президента считают крайне негативным фактором. Отсутствие представителей главы государства существенно понижает уровень легитимации нового органа, считает конституционалист Вахтанг Жвания. При этом эксперт указывает на непрозрачность всего процесса формирования комиссии.
«Президент обязательно должен был подключиться к этим процессам, так как это обеспечило бы более высокий уровень легитимации. Также было бы лучше провести хотя бы консультации с экспертами, где они сами выбрали бы своих представителей в комиссию, которые бы реально зафиксировали позицию остальных членов экспертного сообщества. Мы до последнего не знали, кто станет членом комиссии. Естественно, этот процесс породил много вопросов».
А вот главная оппозиционная сила намерена активно включиться в работу. По словам одного из представителей «Единого национального движения» в комиссии (всего от ЕНД представлено восемь человек) Серги Капанадзе, его партию прежде всего интересует вопрос избирательной системы:
«Мы думаем, что эта комиссия должна работать над самыми важными темами, которые действительно нуждаются в изменениях. Для нас это избирательная система. Существующая сегодня несправедливая система, когда при поддержке менее половины избирателей политическая сила получает три четверти мандатов, не имеет права на существование. Это очень низкий уровень легитимации. Потому мы призываем правительство и другие политические партии и НПО сделать приоритетной именно эту тему, действительно нуждающуюся в реформировании. Соответственно, мы считаем, что наше активное участие в рабочих группах будет зависеть именно от этого».
О необходимости изменений в избирательной системе на протяжении всего процесса формирования комиссии громко говорили и в неправительственном секторе. И, похоже, правящее большинство готово эту тему обсуждать. В работе нового органа примут участие представители НПО, последовательно критикующих «Грузинскую мечту», – таких как «Ассоциация молодых юристов», «Международная прозрачность – Грузия», «42-я статья Конституции» и др.
По словам вошедшего в число экспертов комиссии конституционалиста Вахушти Менабде, сейчас главное не допустить, чтобы новый орган получился лояльным властям:
«На получение окончательного продукта выделено очень мало времени, поэтому комиссия должна работать очень интенсивно. При этом важно, чтобы в итоге численный перевес не остался за лояльными властям людьми, а комиссия не принимала бы решения, которые до того приняло правительство».
В правящей партии обещают: такого не произойдет. Более того, все поправки в основной закон, которые утвердит комиссия, будут вынесены на всенародное обсуждение. Параллельно проект направят в Венецианскую комиссию для экспертизы, и, в случае негативной оценки международных специалистов, парламент его не утвердит.