2016-й был годом триумфа Бидзины Иванишвили. Дело не только в том, что его партия, «Грузинская мечта», опять убедительно выиграла выборы. Фактически именно в 2016-м Иванишвили полностью завершил свой политический проект. Его суть не просто в завоевании власти: Иванишвили владеет контрольным пакетом акций, но ему совершенно не обязательно утруждать себя конкретными управленческими проблемами. Теперь Грузия – его личная дача, и никто не может помешать ему наслаждаться этим владением.
Фундамент успеха, конечно, был заложен четыре года назад, когда Бидзине удалось вытеснить из власти «самого» Михаила Саакашвили. Но это еще не означало полного контроля: не все государственные институты были подконтрольны, собственная коалиция была слишком разношерстна, «Национальное движение» отказалось умереть и оставалось опасным конкурентом, средства массовой информации проявляли излишюю независимость. Иванишвили принялся преодолевать все эти препятствия с завидным терпением и последовательностью – к концу 2016-го почти все задачи решены.
Your browser doesn’t support HTML5
Серию успехов можно начать в декабре 2015-го, когда Иванишвили исправил свою главную ошибку – сменил верного, но комичного премьера Ираклия Гарибашвили на гораздо более презентабельного Георгия Квирикашвили. Последний произносит речи о всеобщей любви и никого не раздражает – классический тамада, пусть немного скучный. Он умеет и западным партнерам говорить все правильные вещи. Чего еще требовать от первого визиря?
Весной и летом коалицию успешно переделали в партию. Проблема заключалась в том, что некоторые соратники серьезно приняли слово «коалиция» и забыли, что без Бидзины они – никто. Другие, со своими экстравагантными комментариями, стали предметом всеобщей насмешки. Обновленная «Мечта» очищена от обеих категорий, зато она пополнилась группой людей с хорошим английским, чтобы перед людьми не было стыдно. Чего еще требовать от парламентского большинства?
Прибраны к рукам последние из все еще непокорных государственных институтов. В начале года сменилось руководство Национального банка: оказалось, что до выборов можно несколько месяцев поддерживать лари, а потом пусть на здоровье падает. К осени, вместе с истечением срока назначенных прежней властью членов Конституционного суда, сошла на нет и независимость этого органа. Иногда действуют на нервы умеренно независимые жесты президента Маргвелашвили – но что он может, кроме жестов? Скорее всего, послушный парламент обеспечит, что следующего президента уже не будут избирать прямым голосованием: значит, тот будет под контролем. Чего еще желать?
Октябрьские выборы прошли замечательно как с точки зрения результата, так и процесса – точнее, его восприятия. «Мечта» впервые получила конституционное большинство, при этом домашние и международные наблюдатели в один голос хвалили демократический характер процесса, а нарушения назвали «изолированными инцидентами». Лучше не бывает.
Но сами по себе выборы не решили всех проблем. Мы помним, что Иванишвили пришел в политику для того, чтобы разгромить «националов» и лично Саакашвили. Все четыре года мы слышали, что последние должны пропасть с радаров грузинской политики. Этого в октябре достичь не удалось, о чем Иванишвили публично сокрушался. «Национальное движение» выборы, очевидно, проиграло, но осталось главной, практически единственной оппозиционной силой, и увеличило количество сторонников по сравнению с президентскими и муниципальными выборами.
Но уже в октябре начался процесс саморазрушения оппозиционных партий. Главным в этом процессе стал скандал в «Национальном движении» между, с одной стороны, находящимся в изгнании Михаилом Саакашвили и его верными сторонниками, и, с другой, сегодняшним руководством партии, включая большинство вновь избранных депутатов. В данном случае неважно, в чем суть конфликта, кто прав и кто виноват. Не вызывает сомнения, что все кончится расколом и скоро мы получим две партии, одна из которых будет формальным преемником «Нацдвижения», но ни одна не сможет создать реальных препятствий режиму Бидзины Иванишвили.
Пока не решена лишь одна проблема: телеканал «Рустави 2» остается оппозиционным и самым популярным. Но все готово для того, чтобы его до конца придушить.
Личная мечта Бидзины Иванишвили осуществилась. Он – в пике своей власти. Мы не знаем, насколько продлится эта идиллия. Возможно, это прелюдия к кризису, возможно, нам еще многие годы жить на даче у олигарха. Но факт, что в прошлом году у Бидзины Иванишвили все получилось замечательно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции