В Северной Осетии проживают десятки тысяч уроженцев Южной Осетии, активно участвующих в выборах на исторической родине. Во Владикавказе в ближайшее время заработают предвыборные штабы основных кандидатов в президенты – Леонида Тибилова и Анатолия Бибилова.
За голоса избирателей, проживающих в Северной Осетии, в ходе избирательных кампаний разворачивается нешуточная борьба. В ближайшее время во Владикавказе будут официально открыты предвыборные штабы Леонида Тибилова и Анатолия Бибилова. Югоосетинские политики имеют неплохие личные связи во властных и деловых кругах республики. Впрочем, влияние истеблишмента Северной Осетии на политические процессы в Южной не стоит переоценивать. Говорит бывший заместитель командира североосетинского батальона смешанных миротворческих сил в зоне югоосетинского конфликта Тамерлан Цомаев:
«Место Северной Осетии с 2008 года заместила Москва, Россия. Если все контакты с Северной Осетией до августа 2008 года шли через Северную Осетию – это и материальная, гуманитарная и военная помощь, то сегодня Россия делает это напрямую без нас, поэтому наше влияние, влияние североосетинского политического бомонда в Южной Осетии уже незначительное. Поэтому кандидаты в президенты апеллируют здесь к выходцам из Южной Осетии, осевшим в Северной. Они не связаны никакими обязательствами и предложениями с нашими политиками, финансово-властными структурами. Другой вопрос, что 90% населения Южной Осетии находится здесь и будущее президентских выборов зависит от избирателей, проживающих в Северной, поэтому штабы и открываются. Это надо понимать. Влияние наших политических дирижеров минимально. Теперь все эти вопросы связаны с Россией».
Your browser doesn’t support HTML5
Депутат парламента Северной Осетии от партии «Патриоты России» Виталий Чельдиев говорит, что югоосетинская политическая элита не прислушивается к мнению братьев на севере:
«Нам говорят так: послушайте, вы – наши братья, но мы договор подписывали не с Северной Осетией, а с Россией, Северная Осетия – субъект России. Да, там живут наши соплеменники, но жители Северной Осетии не имеют права вмешиваться в дела Южной. Вот так. Они никак не прислушиваются к нашим рекомендациям или мнению, несмотря на то, что мы – один народ. Но ведь южные осетины пользуются благами Северной Осетии, благами России, им же это выгодно. Но почему мы, уроженцы Северной Осетии, не можем получать паспорта Южной Осетии в упрощенном порядке? В таких вопросах очень ревностно все воспринимают. Я этого не понимаю. Народ потребительски относится к России и, в частности, к Северной Осетии, полностью южные осетины находятся на содержании бюджета Российской Федерации, поэтому такой подход используется. Когда вопросы касаются общенационального характера, то мы все один народ и мы все осетины, но когда речь заходит о политических реалиях, о политике, то северяне не должны вмешиваться. Поэтому местные эксперты, политики без энтузиазма воспринимают события в Южной Осетии и пытаются не вмешиваться в их дела, по крайней мере, официально».
Североосетинский политолог Артур Бязров называет отношения Южной Осетии и Северной тесными, но политически не сообщающимися:
«Существенной поддержки со стороны местных элит кандидатам не будет. За время президентства Тибилова у него сложились отношения с главой Северной Осетии, между руководством республик, и, возможно, представители элиты Северной Осетии были заинтересованы в их сохранении, развитии именно с действующим президентом, это мое предположение. Но местные власти будут выстраивать отношения с президентом РЮО как таковым. Оба кандидата – достойные люди, и отношения между руководством Южной Осетии и Северной будут складываться позитивно. Поэтому со стороны североосетинских органов власти не будет попыток поспособствовать победе какого-то одного кандидата, такого не будет. Поддержка будет оказана предвыборным штабам – создадут условия для работы, агитации среди избирателей. Люди должны иметь возможность проголосовать, чтобы все проходило в рамках российского законодательства. Но влияния на штабы не будет».
По мнению моих собеседников, североосетинские элиты стараются держаться подальше от президентской кампании в Южной Осетии, не говорят публично о своих предпочтениях. При этом во Владикавказе готовы посодействовать в организационных вопросах, например, проведении встреч фаворитов президентской гонки с избирателями.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия