Сегодня на первом пленарном заседании парламент Грузии поддержал кандидатуру бывшего вице-спикера от «Грузинской мечты» Мананы Кобахидзе на должность судьи Конституционного суда. Часть оппозиции сочла недопустимым назначение на этот пост человека, в прошлом открыто выражающего интересы «Грузинской мечты».
Формирование нового состава КС началось в сентябре прошлого года, когда у четырех членов из девяти истек 10-летний срок пребывания на этих постах. Сегодня парламент завершил комплектование состава КС. По итогам голосования на должность судьи избрана Манана Кобахидзе, занимавшая пост вице-спикера парламента прошлого созыва: за ее кандидатуру проголосовал 101 депутат, десять выступили против. Одновременно парламентарии приостановили ее депутатские полномочия.
Мнение оппозиции по представленной кандидатуре разделились: несмотря на закрытый режим голосования, лидер «Альянса патриотов» Ирма Инашвили открыто поддержала Кобахидзе.
Остальная часть оппозиции не скрывала своего неприятия кандидатуры Кобахидзе. Незадолго до голосования председатель парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе назвал происходящее «узурпацией» Конституционного суда со стороны парламентского большинства:
Your browser doesn’t support HTML5
«Сегодня с назначением Мананы Кобахидзе на этот пост завершится этап по установлению полного контроля со стороны «Грузинской мечты» над Конституционным судом. Учитывая послужной список кандидата, мы считаем, что этот человек является политически зависимым и не заслуживает назначения на столь ответственный пост».
Аналогичные оценки прозвучали и в «Европейской Грузии». Ее представитель Серги Капанадзе напомнил биографию Кобахидзе:
«Власти продолжают устанавливать контроль над судебной системой: на роль члена КС номинирована фигура, которая предприняла все от нее зависящее, чтобы урезать функции этого института и сделать его зависимым от прихотей «Грузинской мечты». Исходя из вышесказанного, мы считаем назначение Кобахидзе продолжением политики по установлению полного контроля за всеми ветвями судебной системы».
Впрочем, сама Манана Кобахидзе после утверждения попыталась развеять подобные подозрения:
«С этой минуты я буду подотчетна только обществу. С этой минуты я становлюсь на службу защиты конституционных норм и соблюдения прав человека. Соответственно, все мои политические предпочтения остаются в прошлом».
Часть экспертов с известной долей скепсиса восприняла эти заявления. Вот что заявил специалист Центра конституционных исследований Госуниверситета Ильи Георгий Мумладзе:
«Отношение Мананы Кобахидзе к судьям КС было откровенно враждебным. Являясь одним из лидеров «Грузинской мечты», она принимала активное участие в разработке законодательных норм, направленных на дискредитацию этого института. Поэтому возникает вопрос, насколько она будет квалифицированно и беспристрастно выполнять свои обязанности на этом посту? После завершения ротации можно условно считать, что большинство судей КС являются лояльными правящей силе, так как шестеро судей из девяти связаны с властью».
Напомним, согласно 6-й статье органического закона «О Конституционном суде», его состав формируется из девяти представителей: троих судей назначают по представлению президента, еще троих – по представлению Верховного суда, а остальных рекомендует законодательная власть. Все кандидатуры должны быть утверждены парламентом.