Время преодолевать вето

После более чем пятичасовых дебатов 97 голосами парламентское большинство преодолело президентское вето

В первый день весенней сессии парламент Грузии вступил в первое противостояние с президентом, который 24 января направил в парламент мотивированное письмо с замечаниями к пакету законодательных изменений.

Более полутора часов старалась парламентский секретарь президента Анна Долидзе убедить депутатов-«мечтателей» в правомерности замечаний президента к поправкам, нацеленным на судебную реформу. И что эти замечания ставят целью не конфронтацию с правящей силой, а другое:

«Эта цель – децентрализация судебной власти, защищенность судьей. Часть замечаний технического характера, для усовершенствования процедур в судебной системе. Мы предлагаем избрание председателей суда самими судьями вместо назначения их Советом юстиции».

По словам Анны Долидзе, президент выступает против трехлетнего испытательного срока для судей перед их назначением на должность пожизненно, а также против того, чтобы один человек мог занимать одновременно несколько должностей – быть председателем суда, коллегии и пленума и членом Совета юстиции.

Your browser doesn’t support HTML5

Время преодолевать вето

Депутат от «Мечты» Вано Зардиашвили настаивал на том, чтобы представитель президента перечислила те страны, в которых работает модель, предложенная главой государства. В ответ Анна Долидзе предложила не искать аналогии, а просто считать ее грузинской, поскольку эти замечания основываются на рекомендациях Венецианской комиссии.

Зато Эка Беселия, глава парламентского комитета по юридическим вопросам, перечислила те страны, на опыте которых была разработана их версия пакета поправок:

«Мы опирались, в частности, на германскую модель, которая признана одной из лучших с точки зрения правосудия, Италии, Франции, Нидерландов, Литвы и других стан. В этих странах Совет юстиции, который на неограниченный срок определяет судей, также уполномочен назначить глав коллегии и палаты».

Германская модель привлекает Эку Беселия и тем, что там тоже есть испытательный срок для судей, так же как и в Венгрии, Латвии и Хорватии. По словам Беселия, есть некоторые замечания президента, на которые они согласны, но, согласно закону, парламент должен либо принять весь список замечаний, либо отклонить его целиком.

Поэтому еще один «мечтатель», Закария Куцнашвили, предложил пересмотреть это правило. Несколько замечаний президента ему пришлись по душе.

Депутат от фракции «Европейская Грузия» Ираклий Абесадзе обвинил правящую силу в том, что она ввела в заблуждение Венецианскую комиссию:

«Венецианская комиссия позитивно оценила положение о том, что в суде кандидатов должны выбирать сами судьи. Но из окончательного проекта это изъято и право на назначение должностных лиц в суде передано опять Совету юстиции».

Лидер фракции «Нацдвижение» Роман Гоциридзе, выслушав аргументы правящей силы, пришел к выводу, что, в принципе, они разделяют замечания президента, но движет ими совсем другое:

«Вы хотите умалить роль президента, чтобы упразднить прямые выборы президента, тем самым создать почву для авторитарного правления».

Еще один оппозиционер, глава фракции «Патриоты Грузии» Ирма Инашвили также обрушилась с критикой на «Грузинскую мечту»:

«Постоянно мы слышим про модели – германская, бельгийская. Мы – парламент, мы – законотворческий орган, и не надо все так примитивно перенимать, нужно создавать что-то грузинское, нужно, чтобы судьи сами выбирали своих начальников. И если мы будем следовать германской модели, то давайте и в этом проведем реформу – чтобы ни одна партия не могла иметь конституционное большинство».

В конце выступления Ирма Инашвили пожелала гражданам Грузии выносливости, ведь «Грузинская мечта» не выполнила ни одно обещание».

После более чем пятичасовых дебатов 97 голосами парламентское большинство преодолело президентское вето. Но лидеры «Грузинской мечты» обещали, что многое учтут в следующей, четвертой волне реформ судебной системы, не уточнив, впрочем, когда она начнется.