Зачем приезжал помощник Путина?

Многие эксперты предполагают, что Эдуард Кокойты сознательно идет на политическое обострение в республике с целью создать предмет для политического торга и вернуться в политику

Зачем помощник российского президента Владислав Сурков приезжал в Южную Осетию?

Об этом я спросил политолога Николая Силаева:

«Сурков, я думаю, приезжал удостовериться, что республика готова к выборам. Он приезжал, чтобы еще раз подчеркнуть политические подходы Москвы. Сурков приезжал, чтобы поверить готовность руководства Южной Осетии проводить выборы по закону. И еще, я думаю, это было немаловажным, Сурков приезжал, чтобы дать сигнал Эдуарду Кокойты и его сторонникам».

Николай Силаев считает эти сигналы или, если угодно, демонстрацию отношения к намерениям Эдуарда Кокойты участвовать в выборах, одним из важных пунктов проездки куратора. Владислав Сурков встречался со всеми парламентскими партиями, кроме Народной партии, которая поддержала выдвижение Эдуарда Кокойты в кандидаты на пост президента. Это сигнал.

Или, например, слова Владислава Суркова, сказанные Леониду Тибилову, о времени правления Кокойты:

Your browser doesn’t support HTML5

Зачем приезжал помощник Путина?

«Россия не заинтересована в том, чтобы вернулось темное прошлое. Я помню, как развивалась ситуация до вашего прихода. Это были тяжелые для меня впечатления. Я видел наследство, которое вам досталось от предыдущей власти, я был обескуражен безответственностью и непрофессионализмом, которые здесь процветали».

Это даже не сигнал, это демонстрация отношения почти на уровне физического контакта. Николай Силаев говорит, такую оценку Суркова следует понимать не как отношение куратора, но Москвы, потому что среди различных федеральных ведомств, так или иначе связанных с Южной Осетией, редко бывает такое единодушие, как в данном вопросе.

И это не вдруг. Еще в 2010 году, когда Кокойты планировал изменить законодательство так, чтобы он мог остаться на третий срок в ту пору глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, публично заявил, что в Москве не согласны с третьим сроком Кокойты. С тех пор, говорит Николай Силаев, ничего не изменилось, ни в отношениях к персоне, ни в контексте права:

«С правовой точки зрения картина сложилась еще весной прошлого года, когда были внесены уточнения в законодательство о выборах и уточнено понятие ценза оседлости для кандидатов. Уже тогда стало понятно, что Кокойты выдвигаться не может. И когда мы в прошлом году рассуждали, кого может поддержать Кремль, какова его позиция на выборах, все-таки мы исходили из того, что есть какие-то законодательные условия, по которым Кокойты не может баллотироваться в президенты. Теперь он несколько месяцев подряд заявляет, что он будет баллотироваться, требует сделать для него какое-то исключение из закона и пытается добиться регистрации, по сути, под давлением улицы. Но это невозможно – никто не согласится с такой постановкой вопроса».

Многие эксперты, отслеживающие развитие событий в Южной Осетии, говорили и писали, что президентские выборы для Эдуарда Кокойты – не самоцель. Будто бы он сознательно идет на политическое обострение в республике с целью создать предмет для политического торга и вернуться в политику. Очевидно, что интересные для него предложения мог сформировать только Кремль. И в этом смысле, считает руководитель Центра политической информации Алексей Мухин, демонстративное поведение куратора говорит о том, что никаких политических торгов с Эдуардом Кокойты не будет:

«Боюсь, что позиция Владислава Суркова оставила интересантов без маневра для торговли. Никаких отступных теперь не будет. Скорее всего, Эдуард Кокойты столкнется с полным отказом со стороны ЦИКа и судебных инстанций, и на этом вся история сойдет на нет.

– Значит ли это, что вслед за запретом в республике перед ним захлопнутся двери и московских кабинетов?

– Боюсь, что у Кокойты нет доступа в те кабинеты, где могут решить его проблемы, по одной простой причине: сейчас в России идет серьезная ротация и в администрации президента, и в других органах власти. Новые люди уже совершенно по-другому смотрят на ситуацию в Южной Осетии.

– Новых в Москве и старых в Цхинвале уже не связывает прошлое?

– У них нет никаких обязательств перед политиками из прошлого. А вступать сейчас в острое противостояние с непонятным финалом никто не рискнет с учетом того, что администрация президента в лице помощника президента уже сказала свое слово».

И все же жаль расставаться с Эдуардом Джабеевичем. Согласитесь, он взбодрил избирателя, который уж было совсем впал в уныние и тоску от бесконечных мелких ссор и пререканий между командами Тибилова и Бибилова.

С его приходом появилась какая-то политическая интрига. Он пробудил у людей интерес к избирательной кампании и до последнего держал их в напряжении. По уверениям моих цхинвальских друзей, Кокойты начал стремительно набирать популярность после недавних публичных выступлений. И даже теперь, когда, казалось бы, интрига исчерпана стараниями Кремля, он все равно держит внимание на себе.

Никто не хочет верить, что у такого матерого игрока нет запасного плана на подобный случай.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия