Абхазские выборы и мечта о вечном двигателе

Изида Чаниа

В подъезде моей обшарпанной многоэтажки группа не очень молодых людей по третьему кругу расклеивает на стенах яркие листовки, на которых кандидаты, как им и положено, обещают, что наша, в том числе, и моя жизнь начнется после того, как они попадут в парламент. На мою реплику «Вы нам уже весь дом обклеили, лучше бы оштукатурили подъезд на эти деньги» бойкая агитаторша, ни секунды не задумываясь, рапортует: «А вот проголосуете за нас – на следующий день и оштукатурим».

Понятно, что ни на следующий, ни на следующий после него ничего не оштукатурят и ничего вообще не сделают. И агитаторша знать не знает, кто такой депутат парламента, каковы его полномочия. Но пока идет предвыборная кампания, избирателей, словно слепых щенков, окунают в предвыборные обещания – до тех пор, пока они не начинают их заглатывать.

Очевидно, что больше всего денег кандидаты тратят на визуальную рекламу – баннеры, агитационные наклейки, буклеты, видеоролики, рассказывающие о героическом жизненном пути кандидата и готовности каждого из 139 положить свою жизнь и собственные деньги ради благосостояния округа, да и страны в целом. Пенсионеры, ветераны войны, многодетные семьи – в первых пунктах всех программ. За ними скромно следуют «равенство перед законом» и «всеобщее благополучие». Абсолютно каждый кандидат намерен «реформировать страну» и, видимо, знает, как бороться с преступностью и «обеспечить будущее наших детей».

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазские выборы и мечта о вечном двигателе

Кандидаты часто хвалят своих коллег по другому округу. В этом тоже есть смысл – избирателю хоть и не очень нужно, но понятно, кто в чьей лодке.

Но не все так грустно, как может показаться на первый взгляд, потому что на самом деле в багаже у кандидатов не только обещания, но и конкретные дела – отремонтированные лавочки, детские площадки, новые трансформаторы, заасфальтированные переулки, новые мусорные баки и многое другое. Страна ожила, страна чинится и ремонтируется, большое количество людей получило возможность не только вкусно поесть за кандидатский счет, но и заработать, участвуя в избирательной кампании. Поэтому единственная печаль электората связана не с тем, что кандидаты не очень соответствуют представлениям о народных избранниках, а с тем, что выборы не длятся вечно. Ну, если не вечно, то хотя бы год или полгода.

Сколько надо, чтобы «подшаманить» страну площадью 8665 кв. километров, залатать зияющие дыры на дорогах, побелить дома и убрать мусор? Не знаю, задавались ли кандидаты, баллотирующиеся в парламент, вопросом о таком способе «реформирования страны» и создании системы, по которой выборы будут происходить постоянно – ежедневно и ежегодно. А ведь вот оно, решение, на поверхности, простое и доступное, с минимальными бюджетными затратами. Армия безработных становится штатным агитатором, запросы простых людей удовлетворяются без всяких усилий со стороны исполнительных органов городов и районов, быстро и без бюрократических проволочек. Заказ принят – заказ исполнен, и главное – все довольны. К тому же огромное количество денег «выйдет из тени» без всяких усилий фискальных органов.

Это я все к тому, что надо искать другие, нестандартные механизмы для экономического чуда. Ну не получается у нас так, как у всех, – значит надо делать так, как у нас получается. Главное – найти момент, когда пресловутая балерина будет согласна крутить динамо-машину, чтобы вырабатывать электроэнергию, не требуя за это никаких денег. Более того, сама оплатит аренду сцены и входные билеты на этот концерт. И тогда просто по Райкину – «у нас такое будет».

«Марафонца видали? Страус! Сорок километров бегом дает! Его кто-нибудь использует – он же порожняком бежит. А ежели он почту захватит, а на загривок мешок крупы. В глубинку – у нас же транспорт освободится... У нас такое будет!»

Но а если без сарказма, то очевидно, что в следующий созыв парламента попадут те, кто смог найти под избирательную кампанию «грузовик с деньгами». Хорошо, если бы деньги в грузовике были собственные, кровно заработанные, но практика показывает, что на выборы обычно тратят привлеченные средства. А это значит, что в депутатском кресле эти люди будут отрабатывать вложения спонсора, забыв напрочь об интересах избирателя.

Вопрос к Генпрокуратуре, которая создала отдел по наблюдению за выборами, повисает в воздухе: неужели не поступило ни одной жалобы, связанной с подкупом избирателей?

Правда, соответствующая статья закона о выборах хоть и ограничивает средства, которые может потратить кандидат на предвыборную агитацию, но не предусматривает контроля за этими средствами. Так что «динамо-машина», судя по всему, – единственный вариант, который вписывается в нашу действительность с написанными наспех законами.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции