Шумовое сопровождение второго тура

Изида Чаниа

На прошлой неделе в Абхазии произошли два события, связанные вроде бы с выборами: в пятницу подожгли машину кандидата в депутаты по одному из сухумских округов, а в воскресенье обстреляли машину другого кандидата – по гальскому округу. По этим округам Центральной избирательной комиссией (по итогам голосования 12 марта) было объявлено проведение вторых туров, в которые вышли по два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей, но не сумевшие пересечь заветные 50% от численности избирателей, явившихся на выборы.

А теперь о деталях.

И в том и в другом округе выдвигалось большое количество кандидатов: в сухумском №4 – семь, в гальском №35 – восемь. Согласитесь, что такое многообразие значительно расширяет поле для версий.

При этом в одном из этих округов во второй тур вышли скорее оппозиционные, чем провластные кандидаты, во втором – скорее провластные, чем оппозиционные.

Your browser doesn’t support HTML5

Шумовое сопровождение второго тура

Если отвлечься от критики политических элит, бестолково разбазаривающих свой скудный ресурс и противопоставляющих даже своих (пусть и относительных) сторонников, то станет ясно, что и для оппозиции, и для власти результаты по ним скорее неинтересны, чем интересны. Поэтому говорить о противостоянии в этих округах провластных и оппозиционно настроенных сил нет никакого смысла.

В версию, озвученную одним из кандидатов – о врагах страны (в смысле Грузии), – верится еще меньше. Хотя бы исходя из «гуманности» совершенных актов: ну что это за враг, если речь не о физическом устранении?! Ведь в одном случае ограничились порчей автомобиля, а во втором – «выпустили рожок» в воздух вслед отъехавшей машине с кандидатом.

Есть ли вообще связь между двумя этими событиями? Для того чтобы это утверждать, нужны хоть какие-то факты. Их у меня нет, но я позволю себе аналогию. В 2013-14 годах на фоне жесткой политической борьбы точно так же воевали с автомобилями – их жгли, заливая капоты бензином, и расстреливали, не жалея патронов. Эти события, как близнецы-братья, похожи на сегодняшние и тоже были отмечены «печатью» выборов. Возможно, организаторы преступлений рассчитывали даже не на запугивание, а на шумовой эффект, который разнесется со скоростью света и создаст негативный фон в Абхазии и вокруг нее.

В пользу этой версии говорит еще один случай, распиаренный «братством анонимов». В промежутке между поджогом и обстрелом в Гальском районе что-то взорвалось в частном доме. Всезнающие абхазские анонимы сразу же огласили причину взрыва: в дом кинули гранату. Новость распространяли с такой энергичностью, что мало кто услышал, что на самом деле в доме простых тружеников взорвался газовый баллон.

Все это говорит лишь о том, что версия о конкурирующих такими способами на выборах группах – провластной и оппозиционной – мне кажется притянутой за уши. Сорвать выборы, подпалив машину или постреляв в воздух, невозможно. А вот для создания негативного имиджа страны, в которой на каждых выборах (когда внимание к стране повышенное) происходят из ряда вон выходящие события, это как раз то, что надо.

«Руками дурака ловят змею», говорят абхазы, когда видят, что человек в угоду другому делает что-то в ущерб себе, своему дому, своей стране.

Очень похоже, что абхазы решили помочь сценаристам экранизировать эту народную мудрость, играя, скажем так, роль змееловов.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции