Из Чечни – тревожные новости.
И самая тревожная – случившееся в ночь на 24 марта боестолкновение в станице Наурской. Сообщалось о нападении боевиков на пункт постоянной дислокации одной из частей Нацгвардии, в ходе которого погибли шестеро нацгвардейцев и трое тяжело ранены, а шестеро нападавших – уничтожены.
Этот счет – «шесть на шесть» – теперь поставлен под сомнение.
Уже через несколько часов появились фотографии места происшествия и тел убитых боевиков. Однако по мере того, как становились известны детали случившегося, число вопросов не снижалось, а, наоборот, росло.
Оказывается, нападавшие не были вооружены нормальным огнестрельным оружием, только ножами и палками, – а у нацгвардейцев обнаружены огнестрельные ранения.
Оказывается, «пояса шахидов» – чуть ли не муляжи взрывных устройств, примотанные к одежде убитых поверх следов грязи и крови.
Your browser doesn’t support HTML5
Оказывается, убиты эти нападавшие сплошь выстрелами в голову.
И все это вызывает, мягко говоря, сомнения. А кто тогда стрелял в «федералов»? Куда делись эти люди? Что там вообще произошло. И у меня нет ответов на эти вопросы.
Могу лишь напомнить один эпизод 15-летней давности. Эпизод, о котором могу свидетельствовать, потому что был и видел.
В субботу 2 марта 2002 года, около полудня, военнослужащими, приехавшими на бронетехнике, были схвачены и увезены в неизвестном направлении четверо жителей Аргуна – Апти Баргаев, Беслан Бехаев, Шамиль Идрисов и Алихан Музаев. По словам родственников, троих схватили в домах и во дворах; а Идрисова – на соседнем перекрестке. Задержаны были, по сути, первые попавшиеся, случайные люди. Уже через час родные обратились с письменными заявлениями в различные официальные инстанции – в городскую администрацию, в военную комендатуру, в межрайонную прокуратуру, однако в течение двух дней никаких сведений о задержанных получить не могли.
Утром в понедельник 4 марта 2002 года в городской администрации случайно узнали, что во дворе военной комендатуры лежат четыре тела со множественными пулевыми ранениями. Родственники опознали в них задержанных и «исчезнувших» двумя днями ранее. По версии военных, это были боевики, погибшие в бою в ночь с воскресенья, 3 марта, на понедельник.
Все это было весьма странно – и не только несоответствие дат. Свои последние часы эти люди были связаны, у всех на запястьях были прижизненные следы проволоки, а со связанными руками не повоюешь.
* * *
В истории конфликта в Чечне есть немало примеров фальсификации контртеррора. В 2006-2007 годах были расследованы и доведены до суда два дела против чеченских силовиков – «дело АТЦшников» и «дело ППСников».
Так что возникшие после нападения в Науре вопросы – не праздные.
Из Чечни – тревожные новости.