О призраке шестилетней давности

Последствия 2011 года, который стал знаковым в новейшей истории Южной Осетии, до сих пор не осмыслены ни одним из действующих политиков

Последние теледебаты с участием трех кандидатов в президенты были посвящены будущему Южной Осетии. Ведущий поднял вопрос и о событиях 2011 года. И неслучайно. И власти, и оппоненты обвиняют друг друга в попытках спровоцировать кризис наподобие «снежной революции» 2011 года.

Ведущий неслучайно вспомнил 2011 год, который стал знаковым в новейшей истории Южной Осетии, но, самое главное, последствия которого до сих пор не осмыслены ни одним из действующих политиков. Ответа на этот вопрос ждали многие участники тех событий и люди, которые сегодня апеллируют к стабильности в обществе. Активность экс-президента Эдуарда Кокойты и объявленный тандем с одним из фаворитов президентской гонки Анатолием Бибиловым напомнили жителям республики события шестилетней давности.

В 2011 году Анатолий Бибилов был выдвинут кандидатом от партии «Единство», лидером которой являлся президент Эдуард Кокойты. Отмена результатов выборов, которые с большим отрывом выиграла оппозиционный лидер Алла Джиоева (решение Верховного суда было принято на основании заявления членов все той же партии «Единство»), народные протесты и назначение новых выборов, поставивших под сомнение легитимность избранного главы государства, – всего лишь часть вызовов, которые пришлось обществу пережить.

По мнению югоосетинского эксперта Алана Джуссоева, 2011 год стал кризисом не столько политическим, сколько управленческим, «когда борьба за власть зашла в тупик». На его взгляд, система управления с тех пор не претерпела существенных изменений, те же лица в политике и все та же, совсем небольшая обратная связь с избирателями. На тот момент, шесть лет назад, продолжает Джуссоев, кандидатура Анатолия Бибилова устраивала все стороны, задействованные в президентских выборах. Но ситуацию переиграли, и многие из действующих лиц оказались к ней не готовы, в том числе предполагаемый фаворит. Об опасностях нового-старого тандема и игнорировании уроков прошлого говорит Алан Джуссоев:

«На мой взгляд, самый главный урок, который он должен был извлечь из 2011 года, – это то, что решения, которые он принимает, в первую очередь должны исходить от него. То есть он сам должен был их озвучивать, тогда вместо Бибилова многое озвучивалось. Решения должны приниматься открыто, то есть он должен быть более открытым, и это, кстати, касается и тандема с Кокойты. Сейчас Бибилов в нем ведущий, и ему надо оставаться ведущим, потому что как только он станет ведомым, ситуация может закончиться 2011 годом. В 2011 году тоже не было классического тандема, и если бы этот тандем тогда не появился, у Бибилова было бы намного больше шансов победить. А сегодняшняя ситуация совершенно другая. Если Бибилов воспользовался ею, чтобы забрать себе голоса, он сделал правильно. Если он пошел на осознанный союз с Кокойты и хочет в дальнейшем видеть его в своей команде, то, я думаю, это угроза для Бибилова как для политика, потому что мы можем как угодно относиться к Кокойты, но на сегодня это один из самых опытных югоосетинских политиков».

Выборы 2017 года, по мнению Джуссоева, это экзамен для Бибилова, «если он его сдаст, то останется в политике». При этом неважно, подчеркнул он, выиграет он их или проиграет, потому что надо уметь выстраивать позиции при любом раскладе:

«Вокруг каждого политика, лидера есть некое окружение. Есть люди, которые служат, и в этом ничего плохого нет, а есть люди, которые выслуживаются. Если вокруг тебя много людей, которые выслуживаются, то они тебя, бесспорно, тянут вниз».

Тандем Кокойты-Бибилов, который, судя по всему, так и не усвоил уроки прошлого, уже успел освежить память и журналистов, и рядовых цхинвалцев. На днях устроили самосуд и избили одного из братьев Пухаевых, обвиненных в свое время Кокойты в измене родине. А в прошлую среду, после пары сделанных на телефон снимков о срыве теледебатов, охрана Бибилова потребовала у меня стереть фотографии его беседы с сотрудниками телевидения, не скупясь в выражениях.

Сегодня главы КГБ, МВД и Генеральной прокуратуры провели специальный брифинг, на котором выразили обеспокоенность предвыборной обстановкой и общественно-политической ситуацией в республике накануне выборов. Виктор Шаргаев, руководитель Комитета госбезопасности, который в 2011 году был непосредственным свидетелем тех событий, заявил:

«Ничто не предвещало каких-то катаклизмов, но вместе с тем они произошли. Предвыборная кампания шла достаточно спокойно, пока в нее не вмешались определенные силы. Осталась последняя неделя. Мы обеспокоены оперативной обстановкой и общественно-политической ситуацией и рассчитываем на поддержку журналистского корпуса и общественности, чтобы выборы прошли спокойно».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия