Неправительственный сектор и оппозиция выступают против намерения Высшего совета юстиции бессрочно продлить полномочия на посту судьи апелляционного суда, секретаря совета Левана Мурусидзе. По их мнению, речь идет о прямом нарушении законодательства.
25 декабря 2015 года Высший совет юстиции большинством голосов на три года утвердил Левана Мурусидзе на пост судьи апелляционного суда Грузии на испытательный трехлетний срок. По действующему законодательству только после его окончания совет имеет право бессрочно определить судью на эту должность.
Однако большинство членов Высшего совета юстиции считают иначе. В обоснование своей позиции они приводят постановление Конституционного суда от 15 февраля нынешнего года, согласно которому отменяется испытательный срок для кандидатов, которые работали в течение трех и более лет на должности судьи Верховного суда.
Сам Леван Мурусидзе считает это решение Конституционного суда достаточным основанием для своего бессрочного назначения на этот пост, так как ранее он занимал должность в течение 10 лет:
Your browser doesn’t support HTML5
«Закон гласит, что судья, имеющий трехлетний стаж работы в Верховном суде, проверке не подлежит. Сейчас совет юстиции думает, как поступить, и в рамках своей компетенции примет решение».
Правозащитники и оппозиция считают иначе. По словам председателя Ассоциации молодых юристов Анны Нацвлишвили, Высший совет юстиции попросту пользуется юридической коллизией, стремясь протолкнуть желаемых кандидатов на ответственные посты. Однако, по словам юриста, в том же определении Конституционного суда говорится о поручении в адрес парламента до 1 июля текущего года внести в законодательство соответствующие изменения. Без их принятия все решения Высшего совета юстиции окажутся нелегитимными, считает юрист:
«С большой долей вероятности, Высший совет юстиции готовится к бессрочному определению Мурусидзе на должность судьи апелляционного суда до окончания испытательного срока. Это тем более странно, что за полтора года на этом посту Мурусидзе не рассмотрел ни одного дела. Попытка его назначения состоится на ближайшем заседании, и, как стало известно, это будет сделано без обсуждения кандидатур в автоматическом режиме. По нашему мнению, эти действия выходят за рамки правового поля».
По словам представителя Института свободы распространения информации (IDFI) Георгия Бенидзе, у Высшего совета юстиции есть гораздо более банальная причина спешки:
«У большинства членов совета 14 июня истекают полномочия, и, по всей видимости, они торопятся сделать это до окончания этого срока. Бессрочное определение Мурусидзе на должность судьи порождает протест со стороны общественности, так как он запомнился своим решением по делу об убийстве сотрудника «Объединенного банка Грузии» Сандро Гиргвлиани, когда он уменьшил на один год срок осужденным за убийство. Впоследствии это нашумевшее дело было выиграно правозащитниками в Европейском суде по правам человека».
В свою очередь, по мнению члена оппозиционной «Европейской Грузии» Отара Кахидзе, судьи, скомпрометировавшие себя скандальными решениями, не должны назначаться на столь ответственные посты:
«Власти с помощью скомпрометированных судей продолжают оказывать давление на несогласных. Независимость судебной системы, как и во времена «Нацдвижения», вновь остается недостижимой целью. Для поднятия ее авторитета из системы должны быть удалены люди, в отношении которых у общественности имеются тяжелые вопросы. Поэтому считаю, что до постановления парламента любое голосование по этому вопросу со стороны Высшего совета юстиции является противоправным. Мы предложим внести в законодательство пункт, запрещающий членам совета голосовать за три месяца до истечения полномочий. Аналогичная норма существует и в отношении президента страны, которому последние полгода до истечения срока запрещается распускать парламент».
Что касается расклада перед предстоящим голосованием, то открыто против назначения Мурусидзе высказался лишь один из 14 членов Высшего совета юстиции.