Сегодня в культурно-деловом центре «Дом Москвы» в Сухуме состоялось подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Координационным советом русских общин российских соотечественников в Республике Абхазия (КСРОРСРА) и общественными организациями российских соотечественников в Абхазии, анонсированное около месяца назад через СМИ. Если кто не понял юмора (ведь любой координационный совет создается для того, чтобы координировать действия между организациями со схожими целями и задачами, в данном случае – организациями российских соотечественников, но тогда зачем еще и какое-то соглашение подписывать между ним и теми же организациями?), отошлю его к своей публикации на «Эхе Кавказа» от 6 июля «Никто не против объединения, все за – но под своим руководством», где изложена «история вопроса».
В конференц-зале «Дома Москвы» стояли отдельно друг от друга два стола: за одним проходило подписание, а за другим для ведения встречи расположились гагрцы – председатель КС Игорь Лищенко и один из членов совета бывший депутат абхазского парламента Валерий Кондаков (из-за отпущенной им окладистой седой бороды я его сразу не узнал, а некоторые выступающие, поскольку он не представился, обращались к нему просто «мужчина»). Игорь Лищенко во вступительном слове выразил надежду на дружное подписание соглашения и одновременно пожурил СМИ, которые не работают на объединение русских организаций. Очевидно, имея в виду и газету «Республика Абхазия», недавно напечатавшую письмо с критикой деятельности (или бездеятельности) КС.
Your browser doesn’t support HTML5
После этого поднялась сидевшая за пару рядов передо мной высокая девушка и попросила слова для выступления. Но это вызвало у ведущего встречи Валерия Кондакова довольно нервную реакцию:
«Знаете что, давайте сделаем так, я извиняюсь, мы сейчас выступления прекратим. Мы каждому из вас при подписании дадим слово. Вы подпишете – и можете сказать все, что думаете по этому... Да, или не подпишете. Сейчас до бесконечности заниматься теми разговорами, которыми мы занимаемся три года, – безрезультативно. Надо заканчивать, товарищи. Я просил вас вести себя скромнее. Не надо нам навязывать... Не надо нам все это... играть. Мы не на балу каком-то, понимаете».
В зале поднялся шум: а как же свобода слова? Выскочил вперед известный бизнесмен Игорь Варов, который потребовал у ведущего уважительнее относиться к участникам встречи, тем более дамам. Кто-то из журналистов рядом со мной сообщил, что это была адвокат Нана Хаджимба, а другой сразу поделился идеей заголовка публикации – «На встрече русских общин не дали говорить Хаджимба».
Лищенко, между тем, пригласил для подписания соглашения председателя общественной организации «Русская диаспора Абхазии» Романа Рязанцева, молодого человека, сменившего недавно во главе организации Леонида Заводчикова. После подписания тот подошел к микрофону и зачитал текст, квинтэссенцией которого было: «Уверен, только общими усилиями мы можем решить стоящие задачи».
А вот вышедшая следующей представительница организации «Русское содружество» из Очамчыры Вера Коржова снова внесла диссонанс:
«Так, первый вопрос у меня такой. Тем, кто был на третьей страновой конференции 28 ноября 2014 года, должно быть известно, что ныне действующий координационный совет был избран как временный. Далее. Сказал посол России. Он сказал тогда так: не можем себе позволить откладывать мероприятие до декабря 2015 года, надо создать рабочую группу… Вы думаете, только в 15-м году должна была быть создана рабочая группа? Вот еще раз, после встречи с президентом Абхазии (в этом году) посол России Семен Григорьев сказал, что нужно создать рабочую группу для решения двух задач. В первую очередь требуется провести инвентаризацию всех (русских) организаций для понимания их численности. Далее. После этого необходимо начать подготовку к конференции по их объединению… Я вообще-то думала, идя сюда: может, я подпишу. А теперь поняла: не могу, не имею права. В 15-м году страновой конференции не было. В 16-м году страновой конференции не было. Два года и восемь месяцев прошло. Что случилось? Зачем друг друга обманывать, дорогие мои, зачем? Никогда мы не сможем объединиться, если будем лгать друг другу, если будем прятаться и будем... Вы знаете, самое интересное: «Не говорите, не мешайте...». Вы знаете, любой нарыв надо вскрывать... Мне еще сказали: вы можете на сайте КС найти проект соглашения. Вы думаете, мы его нашли? Ну, нельзя же, товарищи...
– Я вам отвечу.
– Нельзя. Надо говорить правду».
Валерий Кондаков довольно долго собирался с мыслями, а потом сказал:
«Что касается сроков. Значит... Сроки проведения страновой конференции были установлены ежегодно ошибочно. Понимаете? По... По... Спокойно. Вы спокойно сидите и слушайте. Или, пожалуйста, прогуляйтесь. Значит, по общему положению и планетарной практике отчетно-выборные конференции проводятся раз в три года. У нас ситуация была особая. По ходу подготовки очередных возможных конференций у нас осложнялась общественно-политическая обстановка в республике. В общем виде, понимаете? Мы все-таки хомо сапиенс, люди разумные, и понимаем, что, когда в стране сложная общественно-политическая ситуация, привносить в эту ситуацию какие-то еще, возможно, не те оттенки было бы нежелательно. Понимаете? Теперь дальше. Не надо тут себя выставлять в роли того, что вы тут одни за правду, за то, за се, за пятое, десятое... Теперь так, вы свободны».
Кондаков добавил, что они тоже не меньше переживают за то, что так получилось, но что получилось, то получилось. На ряду за мной участники встречи зашушукались: «Это он имел в виду ситуацию в стране в июле и декабре прошлого года? А в остальные месяцы что им мешало?»; «Ну, знаешь, есть такие танцоры...»; «Ну, а может, им еще война в Сирии мешала, обстановка в Южно-китайском море?»
Соглашение далее подписали руководители русских организаций Андрей Журавлев, Анна Калягина, Елена Остапенко, Юлия Павлюченкова… Прочувствованное выступление последней, переехавшей в Абхазию четыре года назад, было выслушано залом с интересом и вниманием. Валентина Корниенко соглашение подписала, но высказала при этом немало критики в адрес КС. А Александр Попов, пришедший как представитель организации «Русское содружество», подписывать не стал, а зачитал совместное заявление общественных организаций, не представленных в КС. В заявлении КС назван нелигитимным и изложены требования из пяти пунктов. Первым среди них стоит требование к КС представить финансовый отчет и отчет о проделанной работе. Часть зала отреагировала на это громкими аплодисментами.
В итоге соглашение подписали: Русская диаспора Абхазии, Сухумский особый отдел Кубанского казачьего войска, Православный благотворительный фонд «Хочу верить», Русский единый союз казачек, Русская община соотечественников в Абхазии, Союз российских соотечественников в Абхазии, молодежное движение «Русское содружество», организация «Закон и порядок».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия