10 сентября на польско-украинской границе Михаил Саакашвили предложил нам захватывающий политический перформанс. Он блестяще использовал стратегическую глупость своего бывшего однокашника Петра Порошенко, который по совершенно выдуманным мотивам лишил его украинского гражданства, пока тот ездил в Америку. Расчет был простой: мы его обратно не пустим, он покричит, покричит, потом устанет, и его забудут.
Миша воспринял все это не как удар судьбы, а как новый шанс. Его анонсированное решение вернуться на Украину и там бороться за справедливость выглядело наивной авантюрой. Пограничники имели полное право его не пустить. Ну, постоит на границе, еще раз пристыдит Порошенко, и что из этого? Честно говоря, еще утром в воскресенье я все представлял примерно так.
Но, как и много других людей, я ошибся. Да, то, что делал Миша, было авантюрой, но авантюрой успешной. Своим напором и постоянной сменой планов он совсем запутал незадачливые украинские власти. Он заставлял их делать одну несусветную глупость за другой: мобилизовать «титушек», останавливать поезд, распространять детскую ложь о том, что поле перед границей заминировано. Эпизод прорыва через границу стал триумфом просвещенного популизма: возмущенный несправедливостью народ спонтанно сметает потерявшие легитимность кордоны полиции и возвращает своего героя на политическую родину, чтобы тот продолжил борьбу за справедливость.
Your browser doesn’t support HTML5
Все так. Но время эйфории уже прошло, надо подводить итоги и думать о последующих шагах. Принесет ли победа в битве на границе успех в войне за украинскую демократию? Если мы терялись в догадках утром в воскресенье, теперь уровень неопределенности поднялся на степень выше. Мы точно знаем лишь то, что ставки в политической игре резко повысились. После всего сторонам будет очень трудно вернуться к правилам нормальной парламентской борьбы.
Порошенко, защитники формальной законности и мишененавистники во всем мире видят происшествие совсем в другом свете: экстремистски настроенный лидер вдохновил толпу фанатиков на массовое нарушение границы, т.е. крайне опасное преступление против государства. Они, пусть в меньших масштабах, повторили то, что Россия делает на востоке Украины. Саакашвили больше никакой не гонимый оппозиционер, а государственный преступник, с ним и с его сообщниками следует поступать соответственно. Миша может чувствовать себя на коне, но теперь он дал новый аргумент своему противнику. Закон нарушен, с этим спорить трудно.
Но вопрос не только в том, что Порошенко захочет или имеет право сделать. Главное – что он сможет и посмеет. По крайней мере, именно на это расчет Миши и людей вокруг него. В воскресенье Саакашвили не только опозорил Порошенко (впрочем, и государство, лидером которого тот является), но переместился в самый центр украинской политической сцены. Наиболее рейтинговые оппозиционные политики страны во главе с Юлией Тимошенко и Андрием Садовым встали рядом с ним морально и физически. Это означает, что вокруг него может кристаллизоваться весьма мощный оппозиционный центр. Безнаказанно арестовывать таких лидеров не так просто.
После того как политическая игра выходит за рамки закона, все зависит от моральной легитимности и настроения масс. По мнению оппозиции, Порошенко первым вышел из легального поля, лишив своего оппонента гражданства, и больше не может выставлять себя поборником законности. Но когда дело касается моральной легитимности, арбитром становится его величество демос. А действия последнего особенно трудно поддаются предсказанию. Оппозиция надеется, что прошлые и будущие события вокруг Саакашвили станут катализатором возмущения народа, который и так недоволен олигархическим и неэффективным правлением Порошенко. Но готовы ли украинцы к новому Майдану или чему-то похожему? Не мне судить.
В конце – как это все может отразиться на Грузии? Приунывшие в последнее время религиозные «мишисты» в эйфории. Их лидер еще раз наглядно показал, какой он великий. Мишененавистники еще раз убедились, какой он опасный авантюрист. Все остались при своих. Потенциально важная новость в том, что перспектива экстрадиции Саакашвили в Грузию перешла из чисто теоретического плана в практический. Не буду судить о вероятности такого развития событий, но если это произойдет, что-то может измениться. А пока наблюдается лишь локальное обострение борьбы в социальных сетях.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции