Война с вредительствующими насекомыми и отставка министра внутренних дел Аслана Кобахия – пожалуй, главные новости уходящей недели. Не назовешь же новостью событие, которое повторилось уже 41 раз, да еще и одинаково без результата? Я про Женевские встречи между представителями Грузии и Абхазии, при посредничестве и России, и ОБСЕ, которые называются «Женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье». Ведутся с завидным постоянством с 15 октября 2008 года, меняются только посредники – США, ОБСЕ, Евросоюз. Формат серьезный, как и затраченные суммы (кто бы их озвучил, кстати), а вот результат нулевой.
Интерес к этому формату давно исчез как у СМИ, так и у общественности. Потому что это тот случай, когда ты еще до встречи знаешь не только ее результат, но и претензии, которые стороны выскажут в адрес друг друга в очередной раз.
Вопрос о том, что эту бесполезную трату времени и денег надо прекращать, натыкается на весомый аргумент – это единственная площадка, на которой Грузия и Абхазия ведут диалог. Зачем нужен такой диалог, понятно только участникам и организаторам посиделок в международном формате. Ну да ладно, пусть сидят, на какие только бестолковые инициативы не тратились деньги налогоплательщиков. Не обеднеем и от женевских встреч. Хотя экономности ради можно было бы их проводить хотя бы поближе к дому.
Your browser doesn’t support HTML5
Ощущениями от нынешнего 41-го раунда на этой неделе поделился министр иностранных дел Даур Кове в социальной сети: «неприменения силы является ключевой задачей нашей работы. Тем не менее текст совместного заявления вновь принят не был».
Вот и славно, значит, ничего не изменилось в позициях Грузии и Абхазии. Поговорили о бедствиях, свалившихся на обе страны, – мраморном клопе, пожирающем без разбору как грузинский, так и абхазский сельхозпродукт, и об искусственно созданной Грузией изоляции Абхазии. Полагаю, что в грузинском варианте рапорта о встрече фигурируют беженцы и территориальная целостность. Впрочем, не важно, стороны не слышат друг друга уже три десятка лет. Но все равно приятно – высказали друг другу все, что накипело, и разъехались по своим странам, до 42-го раунда. И его дата – это единственное, о чем стороны смогли договориться, – 12-13 декабря 2017 года.
В общем, то, что не заслуживает никакого внимания, в конечном счете заняло у меня половину эфирного времени.
А теперь коротко, о том, что заслуживает внимания. На этой неделе о мраморном клопе, который уничтожил всю сельскохозяйственную продукцию и оставил жителей страны без инжира, хурмы, ореха-фундука и всего остального, говорили в Абхазии все, от президента до рядовых пользователей соцсетей. Итог такой: до апреля нет смысла травить насекомое. Его, впадающего в спячку, надо собирать и уничтожать вручную. Если эта акция, к которой призывают экологи, не принесет желаемого результата, то в апреле клопа, а вместе с ним и всех остальных насекомых, которые попадутся по пути, начнут травить химикатами.
А еще на этой неделе освобожден от должности министр внутренних дел Аслан Кобахия, назначенный на нее в сложной ситуации – после штурма здания МВД силами оппозиции 5 июля 2016 года. Аслан Кобахия будет теперь курировать силовые структуры в должности вице-премьера, а «расстрельную», как теперь ее называют в Абхазии, должность министра занял полковник Гарри Аршба. Это второе пришествие полковника в абхазскую милицию. В 2008 году он уже возвращался и до 2012 года занимал руководящие должности в районных отделениях милиции.
На этом можно было бы завершить перечень событий недели, но есть еще одна новость, которую до сих пор по достоинству не оценили ни банкиры, ни общественность. В Абхазии зарегистрирован девятый по счету коммерческий банк «Центр международных расчетов Абхазия». Необычность банка в том, что его учредителями стали иностранные граждане и некое АО «Форвард». И тут Интернет нам в помощь: при самом поверхностном взгляде обнаруживается, что под таким названием – «Центр международных расчетов» – есть банки в ДНР и ЛНР, Южной Осетии и Ростове. 7 апреля 2016 года НКО «Центр международных расчетов» был зарегистрирован в России. Во всех этих «центрах» АО «Форвард» значится учредителем. В общем, появление новых банков, да еще и с иностранным капиталом, – дело, наверное, хорошее, но очень похоже на некую монополизацию финансовых потоков в «частично признанных» и «непризнанных». А это настораживает.
И к концу недели пришла приятная новость: парламент Абхазии собирается провести заседание сессии. Нынешний созыв не часто использует такой способ деятельности, как заседание, поэтому любопытно, на чем заострят свое внимание народные избранники. Оказывается, среди вопросов, внесенных в повестку дня, есть очень важный для страны законопроект о государственной службе. Но и тут нас, журналистов, настораживает, что вместо законопроекта, который много лет пылится в парламенте, депутаты намерены принять постановление о создании рабочей группы по разработке законодательства о государственной службе Республики Абхазия. Видимо, закон, регулирующий деятельность госслужащих, страна получит не скоро.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия