Кто в ближайшие пять лет будет заботиться о правах человека в Грузии? Этот вопрос обсуждали сегодня представители гражданского сектора на встрече со спикером парламента Ираклием Кобахидзе. В начале декабря истекает срок полномочий нынешнего омбудсмена Учи Нануашвили, и парламенту предстоит решить, кто станет его преемником.
Народный защитник Грузии Уча Нануашвили 7 декабря этого года сложит свои полномочия. Кто придет ему на смену – одна из главных интриг на правозащитном поле. Кандидатура, которая, по слухам, устроила бы правящую партию, в лице инспектора по защите персональных данных Тамар Калдани категорически не устраивает профильные НПО. У директора организации «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури свой взгляд на то, кто должен возглавить аппарат Народного защитника.
«Важно, чтобы традиция участия в процессе избрания Народного защитника неправительственного сектора сохранилась. Мы считаем, что для страны будет лучше, если выберут одного из представленных нами кандидатов».
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня правозащитникам наконец удалось встретиться со спикером парламента Ираклием Кобахдзе и его заместителем от правящей партии Тамар Чугошвили. Представители гражданского сектора ознакомили парламентариев со своими кандидатурами. «Грузинской мечте», а именно от нее, учитывая конституционное большинство (Народный защитник Грузии избирается простым большинством парламента), будет зависеть избрание омбудсмена, предлагаются четыре варианта – это бывшая заместитель главного аудитора Нино Ломджария, директор «Ассоциации молодых юристов» Анна Нацвлишвили, глава комиссии по помилованию Звиад Коридзе и конституционалист Вахушти Менабде.
Ираклий Кобахидзе предложение НПО прокомментировал уклончиво:
«В ближайшие дни должна быть названа кандидатура Народного защитника, и, предположительно, голосование по этому вопросу пройдет на будущей сессионной неделе. Неправительственные организации предложили нам четырех кандидатов. У нас до этого был разговор о критериях, это: беспристрастность, квалификация и опыт в сфере защиты прав человека. У нас будут консультации в парламентском большинстве, и, предположительно, завтра пройдет заседание большинства. Наверное, там и будет принято окончательное решение, кто будет назван кандидатом в омбудсмены».
Впрочем, Кобахидзе дал понять: он не против, если новым омбудсменом станет кто-нибудь из этой четверки. Вице-спикер Тамар Чугошвили также обнадежила правозащитников:
«Со стороны неправительственного сектора предложены весьма достойные кандидаты на пост Народного защитника. Они своей деятельностью подтвердили свою приверженность правам человека. Надеюсь, что большинство остановится на одной из четырех кандидатур, представленных НПО. У меня нет явного кандидата-фаворита. Главное, чтобы было названо одно из приемлемых для гражданского сектора лиц».
В оппозиции приветствуют то, что НПО представили своих кандидатов, но обещаниям правящей партии не доверяют. Главным критерием для кандидата в омбудсмены противники власти называют отсутствие лояльности к правящей партии.
Представители профильных НПО, со своей стороны, выразили надежду, что итоги сегодняшней встречи напрямую отразятся на выборе депутатов. По словам директора НПО «Справедливые выборы» Михаила Бенидзе, если парламент проголосует за любого из представленных четырех кандидатов, то у общества не возникнет вопросов относительно легитимации нового омбудсмена:
«Окончательное решение, конечно, за парламентом. И хороших кандидатур может быть много, но эти четыре кандидата обладают очень большой поддержкой общественности».
Теоретически на второй срок мог выдвигаться и нынешний омбудсмен Уча Нануашвили – согласно закону «О Народном защитнике», одно лицо может быть избрано на этот пост два раза подряд, однако правящая партия ясно дала понять: «неудобного» Учу Нануашвили в этом амплуа больше видеть не хотят. И гражданский сектор, видимо, не стал идти по пути наибольшего сопротивления и разыгрывать заведомо проигрышную комбинацию.