Забытые жертвы российско-грузинской войны

Правозащитники призывают власти Грузии провести эффективное национальное расследование и выплатить жертвам войны 2008 года адекватную компенсацию

Спустя месяц после открытия в Тбилиси отделения Международного уголовного суда (МУС) Международная федерация за права человека и его членская организация (FIDH) Центр по правам человека (HRIDC) опубликовали отчет о жертвах военного конфликта между Россией и Грузией. В докладе выражается тревога по поводу продолжающихся последствий международных преступлений, совершенных летом 2008 года.

В то время, когда, спустя почти 10 лет, прошедших с российско-грузинской войны, никто не понес наказания за преступления против человечности, совершенные в августе 2008 года, выжившие в этом конфликте практически ежедневно продолжают страдать от похищений, задержаний и вымогательств. Эта проблема оказалась в центре внимания обнародованного сегодня доклада, подготовленного международными правозащитными организациями.

С 26 июня по 4 июля прошлого года группа исследователей (FIDH/HRIDC) посетила дюжину грузинских сел. Всего было опрошено три десятка человек, переживших конфликт 2008 года и по-прежнему проживающих в непосредственной близости от разделительной линии. Выводы миссии были предъявлены сегодня в Тбилиси представителям Международного уголовного суда (МУС), грузинских органов власти и неправительственных организаций.

Your browser doesn’t support HTML5

Забытые жертвы российско-грузинской войны

По словам президента Международной федерации за права человека Димитриса Кристопулоса, цель доклада – обратить внимание всех сторон на непростую ситуацию:

«У людей есть право быть защищенными, у людей есть право быть свободными, и у людей есть право иметь доступ к гражданским правам. И это то, что для нас является фундаментальным приоритетом сегодня».

По данным миссии Европейского союза, которые приводятся в документе, в результате августовской войны погибло 850 человек и более 100 тысяч лиц стали вынужденными переселенцами внутри страны. Спустя десять лет преступления в зоне конфликта – по-прежнему часть повседневной жизни. Кроме того, люди продолжают жить в крайне неблагоприятных условиях, говорит одна из авторов доклада Дэльфин Карленс. Она надеется, что документ поможет привлечь к ответственности всех, кто совершил преступления в августе 2008-го:

«Жертвы уже 10 лет ждут хоть какого-то признака того, что их потери учтены. А они потеряли свои дома, свое имущество и до сих пор не получили адекватной компенсации. Также они не видят торжества правосудия. Те, кто совершал преступления против человечности, до сих пор не наказаны, и эти люди 10 лет ждут, когда те наконец понесут наказание за свои преступления. При этом все три стороны конфликта предположительно совершали преступления. Это югоосетинские вооруженные формирования, российские силы, но также и грузинские нарушители, которые могут оказаться перед Международным уголовным судом».

Одной из главных проблем, на которую указывают авторы доклада, является ползучая аннексия. Административная граница между территорией, находящейся под фактическим контролем цхинвальских властей, и остальной Грузией постоянно сдвигается, что очень тревожит жителей деревень, расположенных в непосредственной близости от разделительной линии. Грузинских крестьян регулярно арестовывают и даже похищают российские военные и так называемые пограничники. Их освобождают только в обмен на выкуп. По данным авторов исследования, в 2016 году было арестовано 3273 человека за пересечение осетинской и абхазской демаркационных линий. Причем 90% этих фактов приходится на Южную Осетию.

Впрочем, по словам представителя Министерства юстиции Грузии Беки Дзамашвили, официальный Тбилиси делает все для того, чтобы защитить интересы пострадавших граждан на международном уровне:

«Для этого правительство Грузии задействовало все возможные механизмы. Вы знаете, что Международный уголовный суд ведет расследование в сотрудничестве с властями Грузии. Помимо этого, правительство внесло иск против Российской Федерации в Страсбургский суд. И делает все для того, чтобы интересы пострадавших были удовлетворены».

Но это лишь часть проблемы. По словам бывшего Народного защитника Грузии Учи Нануашвили, программы, осуществляемые грузинскими властями, недостаточны:

«Сегодняшнее положение очень сложное. Речь идет о тех же задержаниях, отсутствии минимальных стандартов безопасности, социально-экономическое положение довольно тяжелое. И отголоски войны по-прежнему влияют на население. Что же касается тех программ, которые осуществляет правительство, их недостаточно. Для того чтобы права пострадавших были защищены, необходимо делать гораздо больше в этом направлении. И, что важно, грузинской стороне была дана рекомендация изменить подход, когда речь идет о задержанных гражданах. Вместо громких заявлений должна быть использована другая тактика, которая не будет усугублять и так непростое положение людей, живущих на так называемых приграничных территориях».

Наконец, отсутствие доброй воли со стороны российских властей уменьшает надежду на осуществление правосудия. Москва, утверждают авторы доклада, не провела подлинного расследования военных преступлений, совершенных летом 2008 года, и не признает юрисдикцию Международного уголовного суда. Тем не менее, поскольку преступления были совершены на территории Грузии, МУС рассмотрел это дело, санкционировал расследование и открыл полевой офис в Тбилиси в начале 2018 года. Глава местного бюро Каупо Канд считает, что обнародованный сегодня доклад поможет и в деятельности Международного уголовного суда:

«Я думаю, это очень полезный доклад, который описывает настоящую ситуацию, рассказывает о жертвах, о людях, которые живут преимущественно в поселениях для вынужденно перемещенных лиц. И вы знаете, МУС имеет также независимую структуру – Трастовый фонд для жертв. И он может помочь жертвам. Это в первую очередь психологическая помощь, но также есть возможность для каких-то экономических проектов. Так что это очень полезная информация».

При этом правозащитники призывают власти Грузии провести эффективное национальное расследование с применением принципа взаимодополняемости с Международным уголовным судом. А жертвам войны 2008 года наконец выплатить адекватную компенсацию.