В Абхазии создана рабочая группа по работе с проблемными кредитами, выданными Сбербанком и Специальным внебюджетным фондом приватизации. Сумма невозвращенных кредитов составляет около 1 млрд 200 млн рублей. Они были выданы гражданам и организациям в период с 1999 по 2014 год. В состав рабочей группы входят представители Генеральной прокуратуры, которые координируют работу. Оценку ситуации дал начальник Управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Беслан Таркил.
Елена Заводская: В связи с теми списками должников, которые опубликовала прокуратура, много полемики и в обществе, и в социальных сетях. В частности, говорят, что в них только мелкие должники, а люди, которые брали большие кредиты, в эти списки не попали. Что вы можете сказать на это?
Беслан Таркил: Для оздоровления финансовой и банковской системы республики было издано распоряжение президента о создании рабочей группы, в ее состав входит система Генеральной прокуратуры как координирующий и надзирающий за исполнением закона орган. В рамках данной рабочей группы в прокуратуру Банком Абхазии были представлены списки, по которым на сегодняшний день судами приняты соответствующие решения, речь идет о кредитах Сбербанка. Там есть решения арбитражного суда и решения судов общей юрисдикции в зависимости от принадлежности, есть и юридические, и физические лица.
Your browser doesn’t support HTML5
Таким образом, вся судебная система республики была привлечена к рассмотрению данных исков. К нам попали списки должников, которым были выданы кредиты разновременно, это старые кредиты 2000-х годов. Все материалы, которыми на сегодняшний день располагает рабочая группа и наша система Генеральной прокуратуры, – это списки по принятым судебным решениям. Здесь нет больших или маленьких сумм, по любым суммам, по всем юридическим или физическим лицам, находящимся в этих списках, мы будем дальше работать для того, чтобы были исполнены все судебные решения.
Е.З.: Скажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед рабочей группой в отношении тех 360 лиц, по которым есть судебные решения, но они не исполняются?
Б.Т.: Первая задача, которая поставлена перед всей рабочей группой и перед всей системой Генеральной прокуратуры, – это добиться исполнения решений судов о взыскании обозначенных сумм. Для этого существуют законные механизмы, и они будут использоваться в полном объеме.
Е.З.: О каких механизмах идет речь?
Б.Т.: В соответствии с действующим законодательством решения суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению. В случае неисполнения судебного решения, законодательством предусмотрен принудительный порядок его исполнения. Для этого специальными функциями наделена Служба судебных исполнителей. Также законодательством предусмотрено привлечение лиц, не исполняющих судебные решения, к уголовной ответственности.
Е.З.: Была ли коррупционная составляющая при выдаче кредитов?
Б.Т.: При рассмотрении судами тех исков, по которым есть решения, судебной оценки коррупционной составляющей не было. Но при подходе к каждому индивидуальному случаю, а нам, я думаю, придется работать по конкретным кредитам, которые были выданы, если в процессе таких проверок будут усматриваться признаки коррупции, конечно, мы будем давать им жесткую правовую оценку.
Е.З.: А Сбербанк предпринимал какие-нибудь шаги для возвращения кредитов?
Б.Т.: Если посмотреть те сведения, которые к нам поступили от банковской системы, четко видно, что определенная работа самого банка по возврату кредитов велась. Иски направлялись в суд и в 2012 году, и в 2011 году, чуть раньше и чуть позже. Банк был заинтересован в возврате своих денег. Были приняты судебные решения о возврате. Но эти решения по сегодняшний день очень тяжело исполнялись, поэтому сегодня основная задача и наша цель – это возврат денежных средств всеми законными путями. У нас сегодня создана очень мощная Служба судебных исполнителей, которая будет заниматься этими вопросами. Банк был заинтересован в возврате денежных средств, но вся система до конца не сработала, поэтому, я думаю, именно сейчас родилось это распоряжение президента, чтобы всю эту банковскую проблему поставить на законные рельсы.
Е.З.: В опубликованном прокуратурой списке есть люди, осужденные и отбывающие наказание. Как будут взыскиваться долги с них?
Б.Т.: Любой кредитный договор обязательно предусматривает обеспечение в виде залога, имущества или поручительства какой-либо негосударственной коммерческой структуры. И в том случае, если обязательства по данному кредитному договору не исполняются или не могут быть исполнены конкретным лицом, будут приниматься все меры по взысканию этих сумм с тех юридических лиц, которые давали определенное обеспечение в виде залогов.
Е.З.: Скажите, являются ли эти списки окончательными или работа будет продолжаться? И сама рабочая группа как будет в дальнейшем действовать?
Б.Т.: Рабочая группа, которая создана, будет работать. Эти списки не окончательные. Я уверен, что достаточно еще кредитов, в возврате которых заинтересована банковская система. По имеющейся у рабочей группы информации, которую представил Банк республики, в настоящее время еще двадцать исков переданы на рассмотрение в суды на общую сумму 150 млн рублей. Как только по ним будут получены соответствующие судебные решения, мы будем готовы проинформировать общественность. Помимо этого, на стадии подготовки и направления в суды еще порядка двадцати исков на сумму 120 млн рублей. Я думаю, эти суммы немаленькие и работа в этом направлении будет продолжаться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии