Дела Чабука и Мухтарлы, безнаказанность представителей правоохранительных органов, отсутствие безопасной среды на рабочих местах и другие вызовы, перед которыми стоит сегодня Грузия, вошли в очередной отчет международной правозащитной организации Amnesty International.
«Каталог печальных историй» – так называет отчет за 2017-18 год Денис Кривошеев, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии. Это истории нарушений прав человека по всему миру, говорит он. В главе, посвященной Грузии, их тоже немало.
Например, история о 22-летнем Демуре Стуруа. Несмотря на предсмертную записку, в которой он обвинял полицейского в доведении до самоубийства, и экспертизу, зафиксировавшую следы насилия, и прочие доказательства, на которые опиралась прокуратура, полицейский был оправдан.
Денис Кривошеев говорит о тех системных проблемах, которые объединяют эту и другие печальные истории из Грузии:
Your browser doesn’t support HTML5
«Грузии необходим независимый механизм расследования сообщений о пытках и сокрытии подобных фактов (правоохранительными органами). Без системных изменений факты насилия всегда могут повториться. Мы также обеспокоены положением в области правосудия и СМИ. И, конечно, тем, что происходит в отколовшихся регионах и на разделительной линии, где люди лишены элементарных человеческих условий».
Авторы отчета, разумеется, не обошли вниманием два громких дела, которые, по мнению местных и международных правозащитников, могут нанести серьезный урон демократическому развитию Грузии. Говорит Леван Асатиани, представитель Amnesty International на Южном Кавказе:
«Непростое геополитическое положение сказывается на Грузии. (Авторы) отчета призывают Грузию защищать права человека, не делая исключений. Соответственно, дело Афгана Мухтарлы должно быть расследовано, а Мустафа Эмре Чабук не должен быть экстрадирован (в Турцию)».
Отчет Amnesty International отражает актуальные для Грузии проблемы, о которых говорят как грузинские, так и международные правозащитные организации, считает заместитель Народного защитника Гия Бурджанадзе. Чем больше людей будут обращать на них внимание, тем больше шансов, что что-то может измениться, полагает он.
Между тем представители большинства предпочитают вести речь о достижениях. По словам Давида Матикашвили, задачей демократического государства, с одной стороны, является защита прав человека, а с другой – ведение правильной политики с его стратегическими партнерами.
«В стране делается многое для защиты прав человека. Например, в МВД был создан департамент по правам человека, также было анонсировано создание независимого следственного механизма».
Представительница «Единого национального движения» Тина Бокучава не разделяет оптимизма властей:
«К сожалению, при Иванишвили мы получили не только еще больше обедневшую Грузию, но и Грузию, в которой остро стоит вопрос защиты прав человека. Касательно независимого следственного механизма, создать который вроде бы обещает власть, – у меня есть опасения, что это также останется невыполненным обещанием, как и многое другое».
В отчете Amnesty International рассматривается положение прав человека в 159 странах мира.