Грузинские резервисты будут получать зарплату и тестировать новую систему – летом этого года вооруженные силы переходят к новой форме боевой подготовки населения. В экспертном сообществе инициативу Минобороны считают сырой, но необходимой.
У Грузии будет новый военный резерв. Теперь уже точно. Парламент большинством голосов в третьем чтении утвердил законопроект «О резерве вооруженных сил и резервной службе». Новая концепция подразумевает создание с 1 июня 2018 года так называемых активного и мобилизационного резерва. При этом активный будет состоять из трех компонентов: резерв вооруженных сил, территориальный и резерв специалистов. Что же касается мобилизационного, то его главной целью будет поддержка регулярных войск и восполнение потерь в случае войны. Призыв туда будет обязательным. Что касается возрастного ценза, в новом законе сказано, что в активный резерв вооруженных сил будут призываться люди до 50 лет, в территориальный – до 55 лет, а в резерв специалистов – до 65 лет.
В мобилизационный резерв будут призываться граждане до 60 лет.
Your browser doesn’t support HTML5
Военный эксперт Вахтанг Маисая поясняет: до создания полноценного боеспособного резерва еще далеко:
«Это все-таки пилотный, тестовый вариант. На основе этого закона должны принять другой – основной закон, который определит, какая система будет адаптирована в Грузии в течение трех лет. Это такой пограничный закон, который будет регулировать те формы создания резервных сил, которые перейдут потом на уровень становления настоящего резервного потенциала».
Активная резервная служба, согласно принятому закону, является добровольной. С желающими вступить в ряды резервистов Минобороны будут заключать контракты, по которым новоиспеченный активный резервист будет обязан проходить каждый год специальную подготовку, а в случае вызова явиться в указанное время и место. Порядок отбора лиц, желающих зачислиться в активный резерв, и квалификационные требования будут определяться нормативным актом министра обороны страны. То есть по мере внутренних потребностей военного ведомства.
Вахтанг Маисая отмечает: хотя тот проект формирования системы резервной службы, который был одобрен парламентом, еще довольно сырой, это все же лучше, чем ничего:
«У Грузии нет вообще ни одного резервиста, в отличие от наших соседей – Армении, Азербайджана и т.д., не говоря уже о Турции и Российской Федерации. Есть, например, Национальная гвардия. Но Национальная гвардия фактически не очень-то боеспособна. А вот те функции, которые в свое время были переданы Национальной гвардии до российско-грузинской войны, когда Национальная гвардия была стержнем для подготовки той системы резервистов, (вернутся в новую систему резервистов). Кстати, Михаил Саакашвили и ввел советскую систему подготовки резерва. То есть Саакашвили как раз апеллировал к советскому опыту. И, как военные действия показали, этот опыт стал плачевным. Эта же (новая система резерва) более или менее похожа на югославский вариант. Насколько этот вариант будет боеспособным – время покажет».
Желающих послужить своей стране в случае надобности власти будут поощрять. В среднем годовая заработная плата активного резервиста составит порядка трех с половиной тысяч лари (около полутора тысяч долларов). Формироваться она будет следующим образом: 20% оклада по званию за год – 2090 лари и 100% оклада по званию за 45 дней службы – 1492 лари.
Работа над концепцией резерва и мобилизации вооруженных сил длилась несколько лет и завершилась в январе 2018 года. В планах Министерства обороны – с июня этого года принять в активный резерв 260 человек.