На Страстной неделе хрупкое грузино-абхазское равновесие, царившее в социальных сетях, было нарушено инициативами правительства Грузии, которые преподносятся как гуманитарные дары. Премьер-министр Грузии, используя очередное безумие, устроенное Абхазии ее стратегическим партнером, обещает абхазам и осетинам благодать в составе Грузии. Будете «как сыр в масле кататься» по странам Шенгенской зоны, только согласитесь на предложенные условия.
С грузинским политиком все понятно – страна в цейтноте. До летнего саммита НАТО, на котором Грузия надеется получить право на вхождение в Североатлантический альянс, осталось совсем немного времени, и правительству Грузии – перед тем как закрепить свой статус в составе НАТО без Абхазии и Южной Осети – необходимо продемонстрировать весь набор мирных предложений сепаратистам.
На деле нищие Южная Осетия и Абхазия нужны чуть более благополучной, но все же очень небогатой и необустроенной Грузии не более чем пятое колесо в телеге. И грузинские политики не могут не осознавать, что эту «писаную торбу» легче оставить, чем тащить с собой в светлое будущее. Почти уверена, что есть эксперты, которые давно просчитали экономическую и политическую бесперспективность такого проблемного сожительства.
Your browser doesn’t support HTML5
А вот обществу, живущему в большинстве своем эмоциями, и оппозиционным силам, всегда готовым использовать чей угодно эмоциональный настрой, необходимо было устроить театральное представление. Поэтому логично предположить, что ненаполненные реальным содержанием грузинские инициативы – блеф, последний успокоительный реверанс в сторону своего общества.
В пользу этого предположения говорит их спонтанность – предложения не были обсуждены с грузинским обществом и политическими силами. Показательно, что такие колоссальные расходы не предусмотрены в грузинском бюджете, и даже если международные спонсоры выразят готовность оплатить гуманные намерения Грузии в отношении сепаратистов, нетрудно предположить, что это вызовет протесты в испытывающем серьезные бытовые проблемы грузинском обществе. «Территориальная целостность», конечно, внедрена в сознание на уровне подкорки, но политики приходят и уходят, а «кушать хочется всегда».
Как бы там ни было, но грузинские инициативы вызвали новый всплеск грузино-абхазского обострения в соцсетях. Любопытно, что риторика обсуждения ничуть не изменилась за многие десятилетия, что говорит о полной стагнации грузино-абхазских отношений. Если опустить негативные эпитеты, которыми грузины и абхазы наделяют друг друга, то получается, что простые люди, весьма далекие от науки, ведут спор, основанный на глубочайших познаниях истории, лингвистики, международного права и прав национальных меньшинств.
Конечно, мне радостно, что наши люди обладают такими знаниями во всех областях. Но возникает вопрос: сколько можно твердить эти избитые грузино-абхазские тезисы? У нас что, своих проблем нет – экологических, экономических, образовательных, политических?
К тому же есть проблемы, которые находятся в прямой связи с вхождением Грузии в блок НАТО. По сути, это означает закрытие перспектив урегулирования конфликта с этой страной на очень долгое время. Всего пару месяцев, и мы будем частями двух враждебно настроенных друг к другу систем. Для Грузии это выход в многополярный мир, в котором есть пространство для маневра, и там еще проще найти соратников, в том числе и для давления на Абхазию.
Мы же остаемся в своей стране. Чудесная новость. Но из нашей страны есть один единственный выход для общения с миром. Через посредника. И даже если посредник самый расчудесный в мире, у него всегда есть свои интересы. И вот здесь возникает вопрос, который гораздо сложнее всех остальных тем, обсуждающихся на просторах интернета.
Кто-нибудь может дать гарантии народу Абхазии, что у какого-нибудь Россельхознадзора опять не случится «клоп», у таможенников или пограничников не возникнут претензии к нашим гражданам, пересекающим границу, а у правительства России – сомнения в нашей преданности? И что тогда?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции