Правительство и банки поспорили о бедности

Возможно, власти пытаются усилить давление на банки в преддверии президентской кампании

Сегодня состоялась закрытая встреча между главой Минфина Мамукой Бахтадзе и представителями коммерческих банков. В последние дни банковский сектор попал под перекрестный огонь критики министра и представителей большинства. Эксперты считают, что инициативы неконкретны, но политизированы.

Участники сегодняшней встречи условились не разглашать ее деталей. Между тем во вчерашнем ночном эфире телекомпании «Имеди» министр высказал свои претензии открыто.

Министр предложил новую систему поддержки малого бизнеса. По его мнению, в кредитовании предпринимательства банки играют деструктивную роль, навязывая высокие проценты или заведомо невыполнимые условия. Мамука Бахтадзе предлагает банкам новые правила игры:

«К сожалению, рост задолженности населения перед банками с 2008 года продолжается. В этом направлении мы готовы действовать решительно и ужесточить законодательство в этом году. Вместо того чтобы выступать в роли движущей силы реальной экономики путем кредитования инновационных и конкурентных проектов, банковский сектор занимается проектами, заранее обреченными на разорение граждан и предпринимателей. Создалась система, когда банки выступают в роли тормоза экономики. Это серьезный вызов, который требует адекватного реагирования».

Your browser doesn’t support HTML5

Правительство и банки поспорили о бедности

Глава Минфина заявил, что рассчитывает на поддержку руководства Нацбанка и правящего большинства.

Новые инициативы министра вызвали недоумение части аналитиков. По мнению бывшего главы Нацбанка, а ныне декана бизнес-школы Университета Ильи Георгия Кадагидзе, антибанковская риторика министра вызывает сожаление:

«Зачастую в более развитых странах политики используют эту тему для пополнения политических очков. Популисты зачастую пытаются назвать банки главными виновниками бедности населения. Вопрос необходимо ставить так: почему не растет благосостояние населения и почему столько бедных в стране на фоне хорошего экономического роста, как нас заверяют власти?»

По мнению банковского эксперта Георгия Кепуладзе, заявления министра могут иметь отрицательный экономический эффект:

«Политики должны проявлять осторожность при комментировании чувствительных вопросов, и в особенности когда речь идет о репутации самого успешного сектора экономики. Я бы советовал властям проводить работу над конкретной законодательной базой и только после этого выступать с громкими заявлениями. А высказывание озабоченности в адрес финансовых институтов, когда в руках властей находятся все мыслимые рычаги по их регулированию, наводит на некоторые размышления».

По словам экономического аналитика Акакия Цомая, неожиданный акцент властей на проблемах долгов населения наводит на мысль о политической, а не экономической составляющей:

«В своих выступлениях министр апеллирует к таким популярным и чувствительным темам, как доступность дешевых кредитов или задолженность граждан перед банками. Разговоры о том, что банки тормозят развитие благосостояния и богатеют на разорении граждан, носят характер некоей пиар-кампании. Можно высказать предположение, что активность министра обусловлена слухами о скором его продвижении в кресло премьера. Возможно, власти пытаются усилить давление на банки в преддверии президентской кампании. Никакого экономического эффекта эти воззвания не могут принести – экономическое благосостояние населения зависит не от банковского сектора, а от проводимой властями экономической политики. Даже если власти заставят банки выдавать населению меньше кредитов, этим ровным счетом ни для кого ничего не изменится».

Между тем Национальный банк Грузии приступил к работе над законопроектом «О рамках ответственного кредитования», согласно которому банки и другие финансовые организации будут обязаны выдавать кредит лишь в том размере, в каком заемщик имеет возможность его обслуживать пропорционально своим доходам.

По информации главы департамента Нацбанка по защите прав потребителей Лаши Гзиришвили, необходимость разработки документа была обусловлена быстрым ростом кредитной задолженности у физических лиц.