Протест в Тбилиси перестал быть социальным и уже официально перешел в политическое русло. Ночные переговоры в палатке Зазы Саралидзе с лидерами оппозиционных партий завершились. Все участники договорились продолжить акции до полной отставки правительства и назначения досрочных парламентских выборов.
Сам отец одного из погибших подростков, ранее выступавший категорически против политизации митинга перед зданием парламента, изменил свою точку зрения:
«До сегодняшнего дня, вы все это прекрасно знаете, у меня не было никакого желания к этому делу подключать политиков. Но теперь я решил обратиться ко всем политическим силам и не только к политическим. Это уже не имеет значения. Я дал обещание, что прибегну к любому рычагу для низвержения этой системы и правительства, покрывающего эту систему. Убийцы моего сына и наших детей должны быть обязательно наказаны», – заявил Заза Саралидзе.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня днем прошли очередные консультации – сначала в офисе «Лейбористской партии», куда пришли представители оппозиции, как парламентской, так и непарламентской, затем продолжились в палатке перед зданием высшего законодательного органа.
При этом в правящей партии смену социальной составляющей протеста на политическую назвали заказом конкретной силы. Спикер парламента Ираклий Кобахидзе обвинил «Единое национальное движение» в попытке дестабилизировать ситуацию в стране:
«Первая волна протеста, конечно, была реакцией общественности на ту информацию, которая была распространена. И у нас есть вопросы по поводу источника этой информации. Но уже вечером того же дня управление этими процессами взяло на себя «Единое национальное движение». И то, что произошло вчера (договоренность между Зазой Саралидзе и оппозицией), для меня является комической ситуацией. Стало абсолютно явным, кто за всем этим стоит».
Недовольна политизацией протеста и часть общества – сегодня в парке Ваке прошла альтернативная акция, на которую пришли преимущественно студенты столичных вузов. По словам собравшихся, то, что произошло ночью (договоренность между Зазой Саралидзе и оппозицией), поставило народный протест под угрозу служения политическим интересам конкретных личностей и партий. Молодые люди выразили солидарность родителям погибших подростков, но при этом заявили, что не намерены участвовать в политических играх.
Расколом в рядах протестующих, по мнению наблюдателей, постарается воспользоваться правящая партия. Сегодня премьер-министр Георгий Квирикашвили пообещал, что парламентская комиссия по расследованию обстоятельств гибели подростков начнет работу уже в ближайшие дни. А что касается назначения нового главного прокурора, его кандидатуру Министерство юстиции представит после открытых консультаций с общественностью:
«Внеочередная сессия парламента состоится в ближайшее время. На ней будет утвержден состав следственной комиссии по делу об убийстве на улице Хорава. Лидеры парламентского большинства проведут консультации с представителями меньшинства по этим вопросам. Первое заседание комиссии будет проведено в предусмотренные законом сроки. Что касается назначения главного прокурора, как и было обещано общественности, эти консультации будут максимально широкими. Наша цель – выдвинуть такого кандидата на должность главного прокурора, который будет обладать максимальным доверием со стороны общества. Политический совет нашей партии пока не обсуждал этот вопрос. Это станет возможным лишь после того, как кандидатура, утвержденная правительством, поступит в парламент».
Впрочем, новые детали в расследовании убийства на улице Хорава не в пользу властей. В распоряжении оппозиционной телекомпании «Рустави 2» оказалась запись допроса свидетеля преступления на закрытом судебном процессе. То есть еще до оглашения приговора. Согласно его показаниям, один из тех, кто наносил удары Давиду Саралидзе, является сыном высокопоставленного священнослужителя. Тот якобы несколько раз ударил Саралидзе неким предметом серебристого цвета. Был ли это нож или другое самодельное оружие – не известно. Упоминается еще один подросток, также нанесший удар Саралидзе. Оба проходят по делу как свидетели. При этом один из них изначально был обвинен в сокрытии информации о преступлении, однако уже через несколько дней вышел под залог.
В любом случае, считают наблюдатели, несмотря на недовольство части общества, объединение практически всего оппозиционного спектра может доставить «Грузинской мечте» массу проблем. Особенно если им удастся удержать людей на площади перед парламентом.