Сегодня на заседании правительства Южной Осетии одобрили проект государственной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства на 2018 год, инициатором которой является Анатолий Бибилов. На ее реализацию республика ежегодно будет выделять 2% собственных доходов. В этом году на эти цели пойдет 20 миллионов рублей.
Премьер-министр Южной Осетии Эрик Пухаев торопит с принятием программы. По его словам, это необходимо успеть до того, как депутаты уйдут на летние каникулы:
«Программа и так принимается с запозданием, надо сегодня одобрить представленный проект и направить его в парламент, чтобы приступить к реализации программы как можно скорее», – заявил он.
По словам заместителя министра экономического развития Роина Козаева, программа предполагает льготное (под 5%) кредитование малого бизнеса сроком на три года. Причем первый год заемщик выплачивает лишь проценты, а погашение основного кредита начинается со второго.
Your browser doesn’t support HTML5
В этом году на эти цели будет выделено около 20 миллионов рублей, говорит Роин Козаев:
«В законе предусмотрено кредитование до одного миллиона рублей индивидуальных предпринимателей и до полутора миллионов – юридических лиц – обществ с ограниченной ответственностью, крестьянско-фермерских хозяйств и так далее. Если кредит до четырехсот тысяч рублей, то для его получения достаточно двух поручителей. Если кредит превышает эту сумму, то уже необходим залог. Это может быть недвижимость. Таково требование банка. Что до нас, то мы готовы были передавать эти деньги без залогов и поручителей, но у банка есть свои требования, свои претензии, поэтому пока будет так».
По словам Роина Козаева, правительство пыталось разработать максимально прозрачную и доступную для населения программу. Очень важно было не оставить места для подозрений в протекционизме при выдаче кредитов. Поэтому создали попечительский совет, который рассматривает все заявки. Совет получился с самым широким представительством. В него войдут семь человек – по два от президента, парламента и правительства, один – от общественных организаций.
И все-таки, подчеркивает Роин Козаев, это первый подобный опыт в республике. В процессе реализации проекта возникла масса бюрократических проблем, требующих согласований, доработок. В результате дело затянули, говорит Козаев:
«Мы вообще-то планировали эти деньги раздать еще в феврале, чтобы люди успели их использовать для весеннего сезона. Но не по нашей вине возникли какие-то моменты, из-за которых пришлось начало реализации программы перенести. Но ничего, мы добьем все эти нестыковки, и будет у нас отлаженная ежегодная программа поддержки малого бизнеса».
То есть проект новый, живой, и он, считает российский экономист Александр Караваев, обречен не только меняться сам, но и подгонять развитие других институтов республики, которые до сих пор отстают. Кредитование под залог потянет за собой новый кадастр, оценку недвижимости и принятие государством коммерческой оценки – а значит, и подъем кадастровой стоимости недвижимости и земли, на которой она построена. Если мы говорим, допустим, о кредитовании аграрной сферы, то было бы проще и для всех участников процесса закладывать землю под эти кредиты или под лизинг.
Частной собственности на землю в Южной Осетии пока нет, она даже не проговаривается, но, уверен Александр Караваев, она предусмотрена всей стратегией движения, которую мы наблюдаем:
«Можно взять по масштабам бывшего СССР. Сначала любые власти, которые возникли на его территории, исповедовали в широком смысле социал-демократические ценности, как бы наследуя завоевания СССР. Но, тем не менее, потом вводили свободное регулирование земель. Не сразу, но определенными частями, для определенных субъектов – не для всех юридических лиц, но для части, а потом уже и для физических лиц. Вот такая тенденция была везде, и в Южной Осетии она неизбежна, вопрос только, с какими издержками».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия