Серпом по культуре

Давид Каландия

Ну что, продолжаем смотреть чемпионат? А куда денемся, конечно, продолжаем. Но еще дней двадцать – и праздник закончится, и надо будет снова возвращаться в родные заботы, взваливать на себя груз повседневности, оглядываться по сторонам и замечать то, что за это время было скрыто прелестными формами чемпионата мира по футболу.

Мои российские приятели говорят мне, что жизнь в России преобразилась. Оказывается, широкие слои населения в городах, где происходят футбольные баталии, ходят по городу и улыбаются всем, и в улыбках сквозит доброжелательность и приветливость. А менты... пардон, представители правоохранительных органов, эти суровые мужики, никогда не целовавшие детей, не знающие пощады и не ведающие о простых человеческих эмоциях вроде эмпатии, рефлексии и моральной боли, вдруг стали самыми добрыми и отзывчивыми людьми на нашей голубой планете.

Иностранные болельщики, напуганные вражьими голосами насчет внутреннего распорядка в РФ, в начале игр с опаской разгуливали по улицам, ожидая снегопада и нашествия пьяных бурых медведей с балалайками. И вдруг оказалось, что все не так: на самом деле, люди улыбаются, погода благоволит, а легендарные стражи порядка могут, оказывается, с одинаковым удовольствием не только разгонять, арестовывать и проверять прописку, но и по-человечески посочувствовать заблудившемуся туристу, подтолкнуть плечом застрявший в рытвине КАМаз с болельщиками и перевести голенастую бабульку через дорогу в неположенном месте, даже если она этого не хочет.

В общем, мир, труд, красота, тра-та-та, тра-та-та.

Ведь могут, если захочут! Ну, естественно, захочут тогда, когда самый главный начальник вызовет на ковер и рявкнет, чтоб на тридцать дней все захотели и стали добренькими.

А может быть, он и не рявкнет, а тихо молвит, с присущей ему милой хитринкой в серых стальных глазах.

Ну и т.д.

Даже российские болельшики, обещавшие, что Россия «всех порвет», в этот раз эту сакральную фразу говорят с такой непосредственностью, что хочется весело рассмеяться, от умиления почесать себя самого за ушком и бросить в себя сахарок.

И правда, когда российская команда с треском продула матч уругвайцам, ничего страшного не произошло, все вместе пошли пить пиво, вместе смеялись, вместе шутили и делали совместные селфи на фоне Забиваки и Кремля.

И все бы хорошо, если бы еще бензин не дорожал, зараза! С одной стороны – что мне Гекуба, то есть какое мне дело до подорожания бензина в России? Но, к сожалению, наши страны очень связаны взаимно, и малейшие изменения в российских делах сказывается на нас, на их ближайших соседях.

Бензин, соответственно, дорожает и у нас, и радости в этом мало. По старым народным поверьям вслед за подорожанием бензина автоматически будут дорожать все продукты питания и медикаменты. В общем, все то, без чего человеку невозможно поддерживать свою никчемную жизнь.

А тут еще и правительственные передвижения и пертурбации!

(Вот как раз сейчас я приступаю говорить про больное, из-за чего и написал сегодняшнее послание. До этого была просто разминка.)

Кабинет министров Грузии меняется. Пришел новый премьер и начал наводить новые порядки на свой новый вкус.

Почему-то все начальнички, придя во власть, сразу начинают работу с оптимизации, реорганизации и пертурбации. Еще со времен коммунистов новый босс, придя в учреждение, начинал трудовую деятельность с ремонта своего кабинета. Эта традиция существует и поныне. Но кроме ремонта надо же еще тряхануть людей, разрушить старый мир до основания, а затем выстроить свою, беспроигрышную модель, которая сразу улучшит жизнь, повысит настроение населения и укрепит уважение электората.

И у нас начались воссоединения министерств и ведомств, и одно из главных и, на мой взгляд, неоправданных воссоединений – это будет слияние Министерства образования и науки с Министерством культуры и спорта.

Ребята, это есть плохо, поверьте мне, как родному. Или вам плевать и на культуру, и на образование, и потому вы собираетесь их смешать в одну кучу, или же вам какой-то жулик сказал, что, создав такого монстра, все наладится и в культуре, и в образовании. Ну, и, соответственно, в спорте тоже, так как спорт по какой-то причине давно уже пришит рукавом к Министерству культуры. Его сначала пришили, потом отшили и присобачили к Министерству по делам молодежи, потом, увидев, что министерство не то что со спортом, а с молодежью не справляется, так как молодежи глубоко плевать на это министерство, спорт обратно пришили к культуре. С таким же успехом можно было бы присоединить спорт к Министерству народного хозяйства или к филиалу Музея мадам Тюссо.

Дорогой премьер-министр, позволю вам напомнить, что намного легче руководить компактными ведомствами, чем огромными корпорациями. Такая практика снова из времен коммуняк, когда организации спаривались в огромные структуры и результат становился хуже, чем раньше.

Кстати, одним из главных соображений об упразднении Министерства культуры является аргумент, что Министерство культуры – это анахронизм, пережиток советского прошлого, и если ранее оно служило на благо работников культуры, то на сегодняшний день оно осталось без функций.

Дети мои, это не так. Министерство культуры должно в первую очередь заботиться о сохранения самобытности культуры, способствовать росту ее популярности у себя и зарубежом, должно изыскивать внутренние и внешние резервы для финансирования культуры, а слух о том, что культура сама себя может прокормить, – очень преувеличен.

Сам себя кормит только шоу-бизнес. Ни один театр, ни один музей, оркестр или концертный зал не выживет на самоокупаемости, к примеру, все театры в богатейшей Германии на госдотации. Присоединения культуры к другому министерству, абсолютно не имеющему с ним ничего общего, так как цели там совершенно разные, повлечет за собой разрушение остатков той культуры, которая у нас еще осталась. Я не говорю, что в нынешнем составе министерство должно быть сохранено, я хорошо знаю эту сферу и, положа руку на свое пламенное сердце, с уверенностью могу сказать, что подобного слабого министра, каким является министр Гиоргадзе, я за свою жизнь не припомню. Даже не то что слабого, а никакого! Но это не значит, что надо рушить структуру. Наоборот, надо продумать, какие новые направления она, эта структура, может обслужить. Я бы, наверно, мог написать большую аналитическую статью по данному вопросу, но теперь не тот формат.

Культура давно уже, лет, наверное, 20 перестала быть приоритетным направлением в нашей стране, и, как с болью в коленках я наблюдаю, ни одно последующее правительство не делает ставку на культуру, а скорее, наоборот, задвигает ее все дальше и дальше на антресоль.

Как сказал один неглупый мужик, «Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и не делают обезьяны».

Так давайте притормозим, ребята, и руки прочь от культуры. Реорганизуйте ее, наметьте новые цели, найдите финансирование, поставьте свежие задачи, ведь мы страна с богатейшим культурным наследием, и его нужно беречь, холить, лелеять, изучать и подбадривать, а не присобачивать куда-то, тем более к таким организмам, у которых у самих проблем выше крыши.

Пожалуй, я все сказал. Итак, возвращаемся снова к футболу.

А вы за кого болеете?

Лично я – за голландцев. Вот только жаль, что они не играют.

И на посошок!

Ну, не везет немцам в России, не везет и – баста!

По-моему, впервые за историю ЧМ по футболу сборная Германии не вышла в одну восьмую финала.

Ну, ничего. На этом жизнь не кончается. И всякий конец – это еще не конец, конец – это чье-то начало, не так ли?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции