В Грузии объявлен день траура. На рассвете в ткибульской шахте имени Миндели погибли четыре шахтера, пострадали шестеро. Согласно решению премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе, ткибульские шахты будут закрыты до окончания следствия.
По предварительной информации МВД, причина трагедии – взрыв метана в одном из тоннелей шахты имени Миндели. В этой же шахте в апреле этого года погибли шестеро шахтеров. Спустя неполных четыре месяца в Грузии снова объявлен траур по погибшим горнякам.
Между тем состояние двух из шести пострадавших – тяжелое, говорит глава Минздрава Давид Сергеенко:
«Большинство пациентов получили ожоги, у одного – травмы. Состояние двух – серьезное, им необходимо реанимационное лечение, состояние остальных же, к счастью, средней тяжести», – сказал глава Минздрава.
Your browser doesn’t support HTML5
Шахты опечатаны. Закрыть их до завершения следствия принял решение премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.
«В связи с произошедшим ведется следствие. Все ответственные (за случившееся) лица будут наказаны по всей строгости закона. Шахта не возобновит работу до тех пор, пока не закончатся расследование и инженерно-техническая экспертиза, которые проведут высококвалифицированные иностранные специалисты. Заработная плата в этот период будет выплачиваться всем трудоустроенным», – сказано в заявлении премьер-министра.
В пресс-службе компании «Индустриальная группа Грузии», которая владеет «Грузуглем» и занимается добычей угля в Ткибульских шахтах, говорят, что по закону они не обязаны выплачивать зарплату сотрудникам. Если же решение возместить им жалованье все же будет принято – это будет проявлением доброй воли владельцев компании. Ближе к вечеру «Индустриальная группа Грузии» обратилась со встречным предложением к властям: безвозмездно отдать государству свою дочернюю компанию «Грузуголь».
«Несмотря на то, что «Индустриальная группа Грузии» с 2006 года осуществила десятимиллионные инвестиции в «Грузуголь», возобновила производственный процесс, полностью изменила существующую инфраструктуру, трудоустроила 1400 шахтеров, а также в последние годы сделала все для улучшения системы безопасности, – к сожалению, исходя из специфики ткибульских шахт так и не было найдено такое инженерное решение, которое позволило бы сделать процесс добычи угля полностью безопасным. В связи с этим «Индустриальная группа Грузии» готова безвозмездно передать государству «Грузуголь», невзирая на те внушительные расходы, которые были у компании за последние 12 лет», – сказано в заявлении компании. Примут ли «подарок» власти – пока неизвестно.
В то же время председатель парламента Ираклий Кобахидзе назвал «принципиальным и верным» решение новоиспеченного премьер-министра Бахтадзе по поводу временного закрытия шахты, а в отсутствии безопасности на рабочих местах обвинил его предшественника – Георгия Квирикашвили.
«Должны быть приняты конкретные меры, для того чтобы такие случаи больше не повторялись. В связи с этим вопросом у парламентского большинства всегда была очень правильная позиция. Однако жесткая позиция тогдашнего руководства правительства не дала нам возможность принять правильные меры и провести соответствующие изменения. Это печально и нуждается в скорейшем изменении», – сказал Ираклий Кобахидзе.
В парламентской оппозиции полагают, что правящая партия и на этот раз просто пытается снять с себя ответственность, не упуская возможности обвинить во всех смертных грехах экс-премьера.
Если, как заявляет Ираклий Кобахидзе, дело было в «жесткой позиции» бывшего руководства правительства, то сейчас им ничего не мешает не ограничиваться одними заявлениями, говорит глава Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе. Ряд неправительственных организаций выступает с рекомендацией создания временной следственной комиссии в парламенте.
«Для чего она нужна? Ответ очень простой. Когда в течение многих лет мы имеем столько трагических случаев и видим, что следствие не было проведено адекватно, нам необходимо знать, с чем это было связано. Следствие не было доведено до конца из-за отсутствия политической воли или это было связано с другими явлениями?» – говорит Саладзе.
Из 128 несчастных случаев, произошедших в 2017 году на рабочих местах, до суда дошло только 11, говорит Лина Гвинианидзе, представляющая Центр по изучению и мониторингу прав человека. В 36 случаях следствие было прекращено, в 81 – продолжается по сегодняшний день. Все это указывает на то, что вопросы вызывает не только деятельность Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты, Минэкономики, парламента, но и МВД, говорит правозащитница. Сегодняшнее решение о временном закрытии шахт Гвинианидзе считает крайне запоздалым. Оно должно было быть принято по меньшей мере три месяца назад, когда в Ткибули погибли шестеро шахтеров. Правозащитница говорит о необходимости разработки альтернативного плана экономического развития Ткибули в самые скорые сроки. Вне зависимости от того, откроются шахты или нет, в Ткибули должны быть созданы дополнительные возможности для трудоустройства, говорит Лина Гвинианидзе.